|
|
|
Проблемы, с которыми моряки и рыбаки Дальнего Востока обращаются к инспектору Международной федерации транспортных работников (ITF) Петру Осичанскому, в большинстве случаев связаны с насущным – с деньгами. В контрактах прописывается минимальная зарплата, а доплатить остальное работодатель обещает на словах. Зачастую слова так и остаются словами.
Для моряков, работающих под удобным флагом, проблема решается просто: судно задерживается портовыми властями согласно Конвенции о труде в морском судоходстве (МLC-2006) до полного погашения задолженности. Как правило, узнав о задержании, судовладелец торопится рассчитаться с моряками.
Часто за помощью обращаются рыбаки, которые не могут понять, сколько денег им должны, поскольку в их трудовых договорах прописана минимальная зарплата, а сумма средств за выловленную продукцию чётко не обозначена, и её размер не поддаётся контролю со стороны работников.
Так, к Петру Осичанскому обратился старший мастер обработки, отработавший на судне почти два месяца. При приёме на работу в компанию ЗАО «Альбакор Прим» (г. Южно-Сахалинск) ему было обещано, что помимо рублевого оклада в 7100 рублей ему будет выплачиваться также валютная часть в размере $1400 в месяц. Однако на карту ему пришло только 23 тыс. рублей. В соответствии с положениями ст. 80 ТК РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию)» он прервал контракт, поскольку на судне не платили зарплату, и обратился за помощью. «Мы помогли подготовить и подать документы в Сахалинский суд, который очень быстро отреагировал и признал обязанность работодателя выплатить рублевую часть зарплаты – 49 500 рублей, а также обязал возместить моральный ущерб в размере 50 000 рублей. Однако компания отказалась выплачивать валютную часть зарплаты, а это $2886. После этого мы направили документы в транспортную прокуратуру с просьбой принять меры прокурорского реагирования и выяснить, почему ЗАО «Альбакор Прим» занимается своеобразным видом мошенничества: привлекает работников на свои суда под российским флагом и обещает платить им иностранную валюту, но в итоге не выплачивает ни обещанную валюту, ни её эквивалент в рублях», – рассказывает Пётр Осичанский.
Похожая история произошла на большом морозильном траулере «Павел Панин», которое длительное время находилось в ремонте, а затем на промысле. В общей сложности экипаж из 80 человек работал по 12-13 месяцев, но по возвращении из рейса заработанных денег не увидел. «Мы связались с компанией и договорились, что в течение 2-3 недель с рыбаками рассчитаются полностью. Общая задолженность перед экипажем составляла около 7 млн рублей. В середине июля деньги стали выплачивать, но суммы были в два раза меньше тех, на которые рассчитывали рыбаки», – рассказывает Пётр Осичанский и добавляет, что и в этом случае, судя по всему, не избежать исковых требований.
Ещё одна проблема, которая присуща как морякам, так и рыбакам – беспечное отношение к оформлению трудовых правоотношений. «Порой мне звонят даже капитаны и говорят, что нанимали их на одну зарплату, скажем, на 80 или 100 тыс. рублей, но в договоре прописан оклад 18 тыс. рублей. И вот когда возникает конфликтная ситуация – а она рано или поздно при таких ущербных трудовых договорах возникает, – рассчитывать такой капитан может только на эти 18 тыс. рублей», – констатирует инспектор ITF.
Всё чаще по смертельным случаям стали обращаться родственники моряков, что лишний раз подчеркивает опасность профессии.
– К сожалению, если моряк, работающий на судне, не покрытом колдоговором, умирает по естественным причинам, ни судоходная, ни страховая компании не хотят платить возмещение, поскольку соответствующий пункт не прописан в трудовом договоре. В этом году у нас уже было два таких случая. Подобные ситуации только сильней подчёркивают необходимость коллективного договора, одобренного ITF, и важность профсоюза, который мог бы стать посредником между моряком и судовладельцем. Профсоюз никогда бы не пропустил этот важный пункт трудового договора, – говорит Пётр Осичанский.
|