|
|
|
В Санкт-Петербурге завершились переговоры между представителями Российского профессионального союза моряков (РПСМ) и Ассоциацией норвежских судовладельцев (NSA). В ходе напряженных переговоров стороны подписали итоговый протокол, в котором закрепили подписями достигнутые договоренности.
Как и на предыдущих переговорах, РПСМ настаивал на повышении зарплаты морякам командного и рядового составов с 1 января 2014 года. Сторона судовладельцев предложение профсоюза приняла не сразу, мотивируя свое нежелание тяжелой ситуацией в судоходной отрасли и особенностями современного экономического кризиса. Однако РПСМ хорошо подготовился к встрече, специалисты профсоюзы тщательно изучили текущее положение дел и пришли к выводу, что у норвежских судовладельцев все не так плохо, и число российских моряков, работающих на судах второго норвежского регистра (NIS), несмотря на кризис растет.
РПСМ мотивировал необходимость повышения зарплаты ростом уровня инфляции. Конечно, в каждой стране кризис проявляется по-разному, и соответственно, цены растут неодинаково. Если в благополучной Швейцарии процент инфляции составляет всего 2,5%, то в Японии он в три раза выше. Если говорить о России, то официальная статистика выдает желаемое за действительное, утверждая, что инфляция в нашей стране составляет 7,5%. Однако независимые эксперты называют 12% инфляции, поэтому было бы справедливо проиндексировать зарплату.
В итоге стороны договорились о повышении зарплаты с 1 января 2014 года по обоим договорам (для судов второго норвежского регистра (NIS) и судов под удобным флагом (Model Agreement) на 1%. И это можно назвать победой РПСМ, поскольку изначально представители судовладельцев вообще отказывались говорить о повышении.
Страхование моряков, компенсационные выплаты также вызвали горячее обсуждение сторон. Так, РПСМ настаивал на изменении схемы компенсационных выплат. Опираясь на опыт работы с голландской страховой компанией «RaetsMarine» и ее российским партнером – компанией «Falcon P&I Ltd», когда несмотря на страховой случай, страховщики всячески тянут время и отказываются выплачивать законные компенсации, РПСМ предложил, чтобы компания-судовладелец сама выплачивала морякам компенсации, а потом разбиралась со страховщиками.
Представители NIS предложили не менять схему страховых выплат, сославшись на проведенные переговоры с двумя крупнейшими страховыми компаниями. Они заверили, что с их стороны проблем быть не должно, а что касается работы страховщиков вообще, то всегда найдутся компании, которые будут стараться исказить формулировки договора, трактовать их по-своему, чтобы оттянуть или не платить положенные компенсации. В качестве примера они сообщили, что многие норвежские страховые компании приходится подталкивать и подгонять, когда речь идет о страховых выплатах.
Не обошли стороны вниманием и Сводную конвенцию о труде в морском судоходстве (КТМС), вступившую в силу в августе текущего года. Представители норвежских судовладельцев обсудили все связанные с ней вопросы и учли требования конвенции в коллективном договоре для всех норвежских судов и моряков, а не только судов второго норвежского регистра (NIS) и судов под удобным флагом (Model Agreement).
Подводя итог встречи, Йорген Ватне (Jorgen Vatne), глава Ассоциации норвежских судовладельцев (NSA), отметил высокий уровень переговоров и переговорный профессионализм председателя РПСМ Юрия Сухорукова. Г-н Ватне честно признал, что испытывал сильное давление со стороны профсоюзной стороны, где помимо РПСМ были представлены и норвежские морские профсоюзы. Но несмотря на это, он доволен: давление было грамотным, основанным на знании положения дел в судоходной отрасли и правильно мотивированным, а иметь дело с профессиональными и грамотными переговорщиками всегда приятно.
– Тон переговоров был выбран верный, – отметил Йорген Ватне. – РПСМ очень ответственно защищал интересы моряков, но при этом показал, что уважает мнение NSA и понимает ситуацию, сложившуюся на рынке, что повышение зарплаты российским морякам, безусловно, важно, но также важно, чтобы оно не ухудшило ситуацию и было разумным. Что в итоге и сделано. Поэтому, когда мы вернемся в Норвегию, я смогу спокойно рассказать членам NSA о результатах, я думаю, они будут довольны.
– Мы учли требования Сводной конвенции и внесли необходимые изменения в оба договора: для судов второго норвежского регистра (NIS) и судов под удобным флагом (Model Agreement), – добавил г-н Ватне. – Действующее норвежское законодательство практически ни в чем не противоречит нормам конвенции, поэтому небольшие дополнения в договоры не вызвали у нас никаких трудностей.
На сегодняшний день норвежские судовладельцы имеют 2000 судов под удобными флагами, число российских моряков, работающих по договору Model Agreement, составляет чуть меньше 2000.
Напомним, что год назад сентябрьские переговоры также увенчались успехом РПСМ. С начала 2013 года базовая часть зарплаты всех категорий плавсостава, работающих на норвежских теплоходах, увеличилась на 2%. Утвержденные ставки относятся к обоим договорам и действуют с 1 января 2013 года по 31 декабря 2014 года.
|