|
|
|
Вчера вечером в результате труднейшего переговорного процесса между менеджментом British Airways (британского авиаперевозчика) и Профсоюзом транспортных и неквалифицированных рабочих (T&G) были достигнуты договоренности, удовлетворившие работников, в результате чего намеченные на 30-31 января, 5-7 и 12-14 февраля забастовки бортпроводников компании были отменены. Ранее компания была вынуждена объявить об отмене большинства своих международных рейсов, в том числе – всех рейсов из лондонского аэропорта «Хитроу», а также внутренних и европейских рейсов из аэропорта «Гетвик» - всего более 1300 вылетов.
Переговоры, которые вел лично исполнительный директор BA Уилли Уэлш, были засекречены (в том числе в тайне держалось и место их проведения), чтобы избежать «давления на участников» – т.е. присутствия журналистов и пикетчиков. В воскресенье выяснилось, что компания «материально поощряет» потенциальных штрейкбрехеров, однако менеджмент немедленно распространил заявление, в котором говорилось, что деньги выдаются на оплату такси для бортпроводников, не являющихся членами профсоюза, которые будут работать во время забастовки – прежде всего на обслуживании трансатлантических рейсов ВА.
Несмотря на то, что все работники сегодня присутствуют на своих местах, компания не смогла полностью восстановить график полетов, поскольку многие пассажиры уже сдали билеты или обменяли их на места в самолетах других перевозчиков – на такие меры в преддверии забастовки была вынуждена пойти British Airways. По оценкам бизнес-аналитиков, двухдневная забастовка стоила бы компании 30 млн. фунтов, не считая потерь, которые ВА еще понесет из-за того урона, который потерпела ее репутация. Кроме того, стоимость акций компании за предзабастовочный период упала почти на 40 пунктов и начала подниматься только после распространения информации о заключенном перемирии.
Суть разногласий
Профсоюз выдвинул требования к авиакомпании сразу по ряду вопросов, среди которых порядок предоставления отпусков по болезни, размер заработной платы и пенсий, кадровая политика.
Полтора года назад менеджмент авиакомпании ввел новые правила предоставления отпусков по болезни - число дней, которые каждый работник имеет право пропустить в течение года, было лимитировано; кроме того, каждый работник обязан после выхода с больничного встретиться с менеджером для объяснений. Свои действия ВА обосновала тем, что среднее число пропусков по болезни в компании составило 22 дня в год, хотя в среднем по Великобритании этот показатель равен 7; после введения лимита работники авиакомпании стали пропускать лишь 12 дней в году. По мнению профсоюза, такая мера нарушает права работников – многие боятся лишний раз не явиться на работу, т.е. фактически люди принуждены работать, когда они больны.
Не устраивает профсоюз и уровень заработной платы. Стартовая зарплата бортпроводника составляет 10000 фунтов в год - и это при том, что уровень инфляции в прошлом году был самым высоким за последние 15 лет, а стоимость жилья в стране стремительно приближается к отметке 1000 фунтов в месяц. Кроме того, плановые переговоры по заработной плате, которые должны были состояться прошлой осенью, провалились из-за того, что четыре действующих в компании отраслевых профсоюза (из которых T&G является крупнейшим) выдвинули различные требования по уровню пенсионного обеспечения.
Наконец, профсоюз выступил против двухуровневой системы оплаты. В 1997 году компания установила более низкий уровень заработной платы для всех сотрудников аналогичной квалификации, которые будут приняты на работу после этой даты. По утверждению менеджмента, 15 лет назад эта мера была согласована с профсоюзами, однако на сегодняшний день они считают ее совершенно неприемлемой.
Стороны переговоров
Со стороны менеджмента переговоры возглавлял исполнительный директор компании Уилли Уэлш, в 2005 году перешедший в British Airways из ирландской авиакомпании Aer Lingus и пользующийся репутацией жесткого переговорщика по трудовым вопросам. Впрочем, ему все-таки не удалось спасти кампанию от убытков и в полной мере сохранить ее лицо – соглашение было достигнуто слишком поздно. После окончания переговоров Уэлш заявил, что договоренности, к которым пришли стороны, снимают угрозу забастовочных действий в феврале, а также что менеджмент не готов идти на какие-либо дальнейшие уступки. Возглавлявший профсоюзную делегацию генеральный секретарь T&G Тони Вудли также призвал к завершению спора: «Пора вернуться к нормальной жизни». Надо отметить, что соглашение было достигнуто в самый последний момент после их личной встречи.
До этого переговорный процесс очевидно буксовал. Менеджмент обвиняет в этом руководство Bassa – Британской ассоциации бортпроводников воздушного транспорта, - крупнейшей членской организации в составе T&G, лидеры которой известны своей независимой позицией и решительностью. Bassa объединяет около 11000 из примерно 14000 бортпроводников, работающих в British Airways, и 96% ее членов проголосовали за объявление 48-часовой забастовки в январе и двух 72-часовых забастовок в феврале в поддержку своих требований. «Bassa не готова торговаться. Их подход – обязательно сохранить то, что они уже имеют и добиваться только большего», - так охарактеризовал эту организацию Уилли Уэлш, объясняя свое решение перевести переговоры «на высший уровень». Впрочем, ему все равно пришлось поднять белый флаг.
Итоги
Как сообщается в официальном пресс-релизе, распространенном в понедельник вечером T&G, новые договоренности означают «серьезное улучшение положения бортпроводников». Тони Вудли, в частности заявил: «Одно совершенно ясно – члены нашего профсоюза заставили ВА уважать себя. Тяжелый труд этих людей, лояльных своей компании, заслуживает ответного соблюдения их прав».
Были достигнуты договоренности об изменении правил предоставления больничных, наметился значительный прогресс на пути к уничтожению двухуровневой системы оплаты труда. Засчитываемая в пенсионный фонд часть заработной платы (тариф) была увеличена на 18,75%. Кроме того, принято решение о немедленном повышении зарплаты на 4,6%, что должно опередить уровень инфляции.
Английская пресса однозначно оценила итоги переговоров, как провал менеджмента и лично «крутого парня» Уэлша. Так, Daily Telegraph сообщает:
«Когда T&G предложила четырехшаговое повышение базовой оплаты труда, при которой ее наивысший уровень должен был достичь 18600 фунтов в год, Дэвид Лебрехт, руководитель кадровой службы ВА, отказался даже рассматривать обращение. Он сказал, что это обойдется авиаперевозчику, по крайней мере, в 10,4 млн. фунтов ежегодно, и добавил: «Я должен совершенно четко заявить, что для компании это абсолютно неприемлемые расходы и такое предложение никак не может стать основой для переговоров». Вчера мистер Уэлш полностью согласился с предложениями профсоюза по этому пункту».
Guardian заключила: «Кажется, Уэлш, как и его предшественник Рон Эддингтон, пришел к выводу, что официальная забастовка – это слишком болезненно. Мы не можем его за это винить». Автор: Курзина Маша
|