За систематические и грубые нарушения прав независимых профсоюзов Беларусь едва не исключили из Международной организации труда, но Административный Совет МОТ, заседание которого состоялось 27-30 марта в Женеве, после очередного рассмотрения белорусского вопроса временно отложил неприятную процедуру, предоставив стране еще один шанс на исправление. Административный Совет вынес белорусскому правительству 13 новых рекомендаций, главная из которых – отказаться от предложенной концепции законопроекта «О профсоюзах». От успешности выполнения этих рекомендаций зависит, сохранит ли республика свой статус в МОТ или же будет постепенно скатываться к международной самоизоляции.
Еще в 2003 году в связи с жалобой белорусских профсоюзов (Дело №2090) Административный совет МОТ принял решение о проведении расследования в отношении Беларуси. Специальная Комиссия анализировала соблюдение белорусским правительством конвенций МОТ «О свободе объединения и защите права на организацию в профсоюзы» и «О праве на организацию в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров». По итогам ее работы в 2004 году белорусскому правительству был дан ряд рекомендаций. Но руководство страны палец о палец не ударило, чтобы как-то изменить ситуацию к лучшему. Скорее наоборот, положение независимых профсоюзов только ухудшалось.
Поэтому в июне 2006 года Международная Конференция труда приняла решение, в случае дальнейшего отсутствия прогресса, рассмотреть вопрос о применении к стране крайней меры – 33 параграфа Устава МОТ, который может привести к исключению Беларуси из этой организации.
Рассмотрение вопроса было отложено до заседания Административного Совета в марте 2007 года. Предполагалось, что за это время белорусское правительство предпримет конкретные шаги по выполнению рекомендаций МОТ, а, главное, представит на экспертизу законопроект о профсоюзах, соответствующий международным стандартам.
Справедливости ради, следует отметить, что руководство страны предприняло некоторые шаги навстречу МОТ, но, как утверждают независимые профсоюзы, они не привели к заметному изменению ситуации.
Что касается законопроекта, белорусское правительство дважды направляло его в МОТ, дважды рапортовало о выполнении одной из рекомендаций МОТ, но ни один проект не выдержал критики международных экспертов. Много вопросов у экспертов вызвало определение «представительность профсоюзов», при этом о главном – о праве профсоюзных организаций на свободное формирование и беспрепятственную деятельность – в обоих документах ни слова.
Согласно проекту для получения статуса республиканского профсоюз должен насчитывать не менее 8 тысяч членов (для сведения: в Белорусском Конгрессе демократических профсоюзов – крупнейшем в республике независимом профцентре – состоят всего лишь 7 тысяч членов), а для того, чтобы иметь возможность создавать на предприятии первичную организацию с правом заключать коллективные договоры и вести коллективные переговоры, ей следует объединять 75% всех работающих. Этим требованиям может соответствовать лишь подконтрольная государству Федерация профсоюзов Беларуси. Именно поэтому руководству страны было прямо заявлено, что закон направлен на монополизацию профсоюзного движения Беларуси.
Правительству было дано несколько простых к исполнению рекомендаций. Основные – исключить определение представительности из законопроекта и сделать все возможное, чтобы новый закон полностью и подлинно обеспечивал свободу объединения и право всем трудящимся формировать и вступать в организации по их собственному выбору, а также устранить все существующие препятствия для регистрации и деятельности независимых профсоюзов.
Отчитаться о проделанном белорусских властей попросят уже летом этого года. Тянуть время Беларуси больше никто позволит. Введение в конце прошлого года Евросоюзом экономических санкций в отношении страны – явное тому подтверждение.
|