Пятый день в Польше бастуют медики около 200 госпиталей — треть всех лечебных заведений страны. Организаторы бессрочного протеста говорят, что до конца месяца работать откажется половина польских врачей.
Система здравоохранения Польши отличается от украинской. Граждане отчисляют 9% зарплаты в Национальный фонд здоровья. Столько же перечисляют работодатели. Часть средств фонду также выделяет государство.
Доныне процент, который получал фонд, постоянно рос. Соответственно врачи ежегодно получали большую зарплату. Теперь правительство сообщило, что повышения уже не будет.
Польские врачи устраивают забастовку второй год подряд. В 2006-м они таки добились повышения зарплаты на треть. Теперь опять требуют увеличения.
В разных госпиталях протест проходит по-разному. Одни медики вообще не вышли на работу, взяв отпуск. Другие остаются на рабочих местах, но не принимают больных. В городе Битом в специализированной больнице N4 на работу не пришли почти все медики.
— Мы не проводим операций, поликлиники закрыты, — говорит Анна Добкевич из забастовочного комитета. — Работаем, как в праздничные дни.
Большинство больниц в стране занимаются лишь теми пациентами, жизнь которых под угрозой. Людей, которые раньше записывались на прием или на запланированные обследования и операции, отсылают домой. Чаще всего больные спокойно относятся к отказам в приеме, потому что о готовящейся забастовке говорили накануне его начала.
Однако в некоторых городах медики боятся бастовать, потому лишь повесили соответствующие плакаты и продолжают работать. В прошлом году во время акции некоторые телеканалы показывали страдания больных, которым врачи отказывались помогать.
Тогда некоторые потеряли работу. Гжегожу Байору из Центра здоровья матери и ребенка в городе Катовице после забастовки не продлили трудовое соглашение. В настоящее время его заведение лишь вывесило плакаты в поддержку забастовки.
— Люди не хотят рисковать, — объясняет врач.
Польские медики собираются бастовать, пока власти не согласятся на переговоры. Премьер-министр Ярослав Качинский, 57 лет, твердит, что дополнительных 11 млрд злотых в бюджете нет. Мол, с удовольствием будут платить больше, когда государство разбогатеет.
|