Представление об иностранных компаниях как о трудовых оазисах, в которых можно зарабатывать, не зная проблем, явно преувеличено.
Самыми громкими возмутителями спокойствия на ниве взаимоотношений владелец – рабочий в капиталистической Армении стали... индусы, до недавнего времени владевшие Араратской золотодобывающей компанией. Иностранцы не обращали абсолютно никакого внимания на социально-бытовые условия, в которых приходилось трудиться армянским рабочим. У людей не было даже столовой и нормальных туалетов, не говоря уже о душевых с горячей водой, комнатах отдыха и прочих прелестях цивилизованного мира. Более того, владельцы предприятия были элементарно грубы со своими рабочими и сотрудниками.
Именно тогда на рудниках и было решено создать свою профсоюзную организацию. Бороться за свои права люди решили общепринятыми методами. Было выдвинуто самое главное требование – заключить с владельцами компании коллективный договор. Индусы дважды проигнорировали эти предложения. И тогда 9 мая 2004 года рабочие объявили забастовку. Остановились все производства.
Руководство не придумало ничего лучшего, как уволить сразу 400 человек... Конечно, сразу попытались было найти штрейкбрехеров. Но капиталисты не учли армянского менталитета – желающих занять чужие рабочие места не нашлось. Противостояние продолжилось. Вмешалось Министерство труда и социального обеспечения. Вмешалось правительство.
Но главным защитником прав рабочих стал отраслевой союз профсоюзов горняков, металлургов и ювелиров. Его лидер Евгений Кожемякин рассказал НРС, что тогда переговоры между руководством компании и представителями забастовщиков шли несколько дней. В конце концов индусы согласились с требованиями рабочих. Кроме одного. Бизнесмены все-таки настояли на том, чтобы уволенные рабочие написали новые заявления о приеме на работу. Делать было нечего – люди согласились.
Обратно на работу приняли всех, кроме возмутителей спокойствия.
Между тем стычки продолжались. Однажды на одном из рудников индус-начальник потребовал у смазчика автомашины помыть гигантский "БелАЗ", и только затем произвести смазочные работы. Тот отказался. Начальник ударил его по лицу и заявил, что он уволен. Но не тут-то было. И здесь сработал пресловутый армянский менталитет, к которому заморские эксплуататоры так и не приноровились.
Рабочий немедленно ответил забияке, а затем вставил ему в рот смазочный пистолет, явно замышляя недоброе. Индусу повезло, что подоспели коллеги смазчика и буквально оторвали того от жертвы. Кстати, того человека так и не уволили – весь рудник встал на его защиту и потребовал оставить в покое...
Если же рассматривать армянское профсоюзное движение как политическую силу, то пока оно так и не сформировалось. Главная причина, по мнению Евгения Кожемякина, – отсутствие инициативы, исходящей от самих профсоюзов. По его словам, за последние годы отраслевые профсоюзы ни разу не обращались в правительство ни с одним острым вопросом или инициативой. В свою очередь и власти стали относиться к профсоюзам соответственно.
Впрочем, там не считают, что профсоюзы – лишнее звено в обществе. По мнению чиновников, в стране еще не сформировался институт работодателей. И как только это произойдет, можно будет начать конструктивный диалог. "Мы – отраслевые профсоюзы – хотим взять на себя в том деле роль катализатора", – говорит Евгений Кожемякин.
А пока же самые бесправные рабочие, по словам Кожемякина, в Ахтальском горно-обогатительном комбинате. Владелец, Сепух Тер-Погосян из США, держит людей в черном теле. Де-юре профсоюз там есть, но на самом деле его не существует. "Что мне это даст?" – задается риторическим вопросом владелец. Бизнесмен считает, что если вложил около миллиона долларов в производство медного концентрата, то дальше ничего делать не нужно. По словам рабочих, хозяин "умасливает" в Ереване кого надо, и все проблемы решаются сами собой.
Но не все так мрачно. По словам Евгения Кожемякина, владельцы Зангезурского и Агаракского медно-молибденовых комбинатов – немецкие, американские и местные предприниматели хоть и не в восторге от профсоюзов, однако свои обязательства перед рабочими выполняют. "Только средняя зарплата на Агаракском комбинате за последние 1,5 года повысилась в два раза и сейчас составляет 445 долларов", – говорит Кожемякин. На Зангезурском медно-молибденовом комбинате средняя зарплата достигла 480 долларов. При содействии профсоюза работодатели комбинатов заключили договоры с ереванскими клиниками.
Теперь и рабочим, и даже членам их семей при необходимости делаются дорогостоящие операции. Глядя на них, руководство Ереванского завода чистого железа прибавило к льготам бесплатное питание для рабочих. Социально-бытовые условия на этом предприятии соответствуют европейским стандартам, так что отраслевому профсоюзу здесь особенно не за что бороться. Разве что заключить новый договор с работодателями, чтобы несколько подкорректировать нижний предел заработной платы.
|