Двухдневная забастовка работников General Motors (GM), венчавшая трехнедельные переговоры, завершилась накануне уступками самих бастующих. Руководство корпорации подписало с профсоюзным Объединением рабочих-автомобилестроителей договор о новом четырехлетнем трудовом соглашении, которое в Америке уже назвали историческим.
Акция рабочих признана самой короткой в истории американской автомобильной промышленности. И то время, как одни эксперты говорят о ее итогах, как о разумном компромиссе, другие полагают, что она может знаменовать собой конец эпохи забастовок, как инструмента борьбы с менеджментом.
Крупные корпорации в США по истечении срока трудового контракта ведут переговоры об условиях нового контракта с профсоюзом. И каждый раз стороны с боем выторговывают для себя какие-либо выгоды. В нынешнем споре профсоюз пытался, как в прошлом, добиться новых льгот. Но в результате сам пошел на серьезные уступки. Например, профсоюз согласился снять с корпорации обязательства по будущему медицинскому страхованию рабочих. Для работодателя это 50 миллиардов долларов экономии и возможность приблизить структуру стоимости рабочей силы к той, что принята у японских конкурентов.
Со своей стороны корпорация внесет 35 миллиардов долларов для создания независимого фонда здравоохранения для рабочих, вышедших на пенсию. И еще автомобилестроители за свои уступки получили гарантии сохранения рабочих мест для членов профсоюза.
Чем объяснить, что забастовок в Америке теперь не так уж боятся, и что профсоюзы в США не обладают былой силой, РС объяснил вице-президент исследовательской правозащитной организации Freedom House Арч Паддингтон:
«Автомобильная промышленность сегодня радикально иная, чем была лет 50 назад, когда в частном секторе профсоюзы представляли интересы 35% американских рабочих. 50 лет назад американцы покупали автомобили исключительно американского производства, сделанные в США. Сегодня по потребительскому спросу японская Toyota стоит в США на первом месте. Помимо того, что американцы покупают иностранные марки, у корпораций General Motors, Chrysler и Ford Motor есть теперь немало заводов за границей. В условиях глобализации и глобальной конкуренции на рынке труда, если профсоюз объявляет забастовку и это снижает доходы корпорации, то корпорация может закрыть свое предприятие в США и перевести производство в Китай или в Мексику. Поэтому у нас теперь так редки забастовки».
Теперь, если договоренность по новому четырехлетнему контракту GM будет одобрена большинством членов профсоюза, то аналогичные контракты, наверняка, попытаются заключить два других детройтских гиганта – Chrysler и Ford Motor, говорят эксперты.
|