|
|
|
С одной стороны, украинские профсоюзы – это чудом сохранившееся наследие уже неактуального социализма. Отсюда их работа на социалку, в частности – предоставление льготных путевок по линии соцстраха. С другой стороны, руководство ЗАО «Укрпрофздравница» – «санаторного» подразделения федерации профсоюзов – не скрывает, что собственность, находящаяся в его ведении, является частной. Разобраться, кому реально принадлежит профсоюзная собственность, проблематично.
«Санаторий «Профспілки солідарних працівників Верховної Ради» – это директор гордепартамента рекреационного комплекса Виктор Аксанюк о «Фонтане», – застрелиться можно. Определите, где эта «Профспілка солідарних працівників?» Попутный вопрос: и что это такое?
Сейчас в Одессе осталось восемь профсоюзных здравниц, в то время как при Союзе их число переваливало за 30. Немало санаторных гектаров, где непосредственно, как в случае с санаторием «Россия», через мэрию нашли и поменяли немало счастливых частных владельцев. Иногда это делалось по доброй воле «Укрпрофздравницы»: она не могла тянуть весь санаторный комплекс и в далеком уже 1998-м уступила, к примеру, ту же «Россию» городу. Тот, сославшись на скромные финансовые возможности, передал ее частникам. Немало земель «Укрпрофздравницы» оттяпали, и вовсе не спрашивая ее согласия. Ситуацию, связанную с претензиями самых разных структур на земли санаториев им. Чувырина, им. Горького и «Лермонтовского», гендиректор представительства «Укрпрофздравницы» в Одессе Лидия Рогатина называет «рейдерской атакой».
Впрочем, «прокурорская контратака» оказалась профсоюзам тоже не в радость. «Мы сейчас в Апелляционном суде в Киеве защищаем интересы имущества профсоюзов», – сообщил прокурор области Василий Присяжнюк. Но уточнил: не ради профсоюзов это делается. «Был указ президента о том, что имущество профсоюзов должно перейти в собственность государства. А оно не отошло государству, а было разбазарено». Прокуратура берется отобрать хотя бы часть земель, незаконно попавших в руки деловарам, но отнюдь не для того, чтобы вверить их профсоюзам. Председатель правления ЗАО «Укрпрофздравница» Владимир Рачко поведал «24», что попытка вернуть свои земли с помощью прокуратуры обернулась прокурорским требованием «признать незаконной саму «Укрпрофздравницу».
Государство иногда вспоминает о своей обязанности использовать всенародное достояние в интересах «всенарода». Но крайне редко справляется с этой обязанностью. Председатель наблюдательного совета ЗАО Сергей Костин предъявляет державе то, что «из санаториев, которые принадлежали Минздраву, осталось где-то 50%, Минобороны – 50%, а профсоюз сохранил где-то 80–90%».
То, что Фонд госимущества примеряется к профсоюзным здравницам, г-н Костин не связывает с социальными устремлениями государства. «Цель очень простая, – утверждает он, – дискредитировать Федерацию профсоюзов, отобрать имущество и продать, чтобы заполнить дыру в бюджете, поскольку ФГИУ из плановых 10 миллиардов гривен выручил от приватизации чуть больше 1 миллиарда».
Бизнесу безразлична история смены владельцев курортной земли. Трижды перепроданные участки обычно получают в результате в доску честного, а потому неприкосновенного собственника. А вот широким слоям населения в этой игре, как и положено, отводится роль немножко наблюдателя, немножко болельщика и, весьма вероятно, проигравшего.
|