Профсоюз таксистов предлагает повысить уровень обслуживания за счет изменения условий лицензирования, выдачи карт-бланша ГАИ и дипломирования шоферов.
Первые курсы подготовки таксистов, которые вот-вот откроются в Тернополе, – пробная ласточка профессионального союза таксистов Украины. Как считает председатель тернопольского отделения Петр Бабчишин, «водителей с дипломом будут охотней брать на работу фирмы, предоставляющие услуги пассажирских перевозок». Обучать водителей будут не только представители ГАИ, но и масса других специалистов, в том числе психологи. Но, по словам Бабчишина, работа психолога заключается отнюдь не в том, чтобы научить водителей общению. На каждого таксиста будет заведено специальное досье, «чтобы мы знали, чего можно ожидать от этого человека». В досье будет также указываться стаж работы, жалобы, количество и причины переходов из одной фирмы в другую.
Оплачивать курсы будут фирмы, предоставляющие услуги вызова машин. Каждый дипломированный специалист им обойдется всего лишь в 100–150 грн. Сегодня уже сформированы три группы по 25 человек и «это мы взяли лишь по пять заявок от каждой службы такси», – объясняет Бабчишин.
В Киеве к идее облагородить таксистов отнеслись более скептически. Сергей Бражников, менеджер по работе с водителями служб такси «059» и «054», считает, что «пытаться обучить человека быть культурным, если он раздолбай – это несерьезный подход». Подобные курсы были при СССР, во время которых таксист для получения права работать должен был еще раз сдать Правила дорожного движения.
Не совсем ясно, помогут ли нововведения профсоюза облегчить жизнь самих таксистов, но они точно придутся по душе клиентам. Претензий к работе «машин с шашечками» с каждым годом становится все больше. «Сестра приехала домой в слезах, потому что водитель всю дорогу делал ей странные намеки о том, что можно расплачиваться натурой», – жалуется киевлянин Олег, 35 лет. А моя подруга рассказывала, как в жару в пробке водитель отказывался включать кондиционер, требуя за дополнительную услугу 10 грн.
Самый распространенный развод клиентов – «слив» хорошего заказа на сторону. Службы такси стараются не брать на работу диспетчеров, у которых родственники или знакомые грачуют, но отследить всех невозможно. В результате клиенту, который заказывал машину в службе такси, могут предоставить машину, которая на самом деле никакого отношения к службе такси не имеет.
Надеяться на разрешение проблемы можно лишь в случае, если она возникла с официально вызванным водителем от службы такси. «У таксиста может быть две зарегистрированные жалобы – первая и вторая. Затем мы с ним расстаемся», – утверждает Сергей Бражников. Если же вы остановили машину на улице, пусть даже с «шашечками» на крыше, то «жаловаться в ГАТИ – главную автомобильную транспортную инспекцию, конечно, можно, но бесполезно», – объясняет Василий Попик, председатель Профессионального союза таксистов Украины.
Кроме «курсов повышения квалификации», профсоюз также настаивает на обязательном лицензировании работников такси. Сегодня для получения лицензии водитель должен предоставить пакет документов, в том числе договор с автотранспортным предприятием на обслуживание автомобиля. «Для получения такой справки нужно заплатить взятку размером около $300, – говорит Василий Попик. – Это одна из причин того, что более половины таксистов работают нелегально и, в свою очередь, приводит к невозможности куда-либо жаловаться, а значит, низкому уровню обслуживания клиентов».
Впрочем, водители не спешат обзаводиться лицензиями не только поэтому. Сегодня проверять наличие лицензии имеет право лишь ГАТИ, которое, в свою очередь, не может останавливать для проверки автомобили. И попросить об этой услуге работников ГАИ они не могут, так как по закону автоинспекторы не имеют права останавливать машины для проверки их третьими лицами. Так что для повального лицензирования необходимо расширение прав сферы деятельности работников ГАИ, когда любой постовой инспектор сможет проверить наличие лицензии и арестовать машины, работающие без документов.
Конечно, все вышеперечисленные меры частично помогут повысить качество извоза. Как, впрочем, и цены. Вот только вряд ли нововведения обрадуют водителей. Впрочем, не для того ли, чтобы смириться с нововведениями, будет работать психолог на курсах повышения квалификации?
|