Эстония оказалась на пороге всеобщей забастовки. Ее намерены провести работники тех отраслей, которые сильнее всего пострадали от ухудшения экономической ситуации в стране после ее конфликта с Россией из-за Бронзового солдата. Профсоюзы оставляют за собой право помимо чисто экономических выдвинуть и политические требования - вплоть до отставки премьера Андруса Ансипа.
О намерении провести 11 декабря забастовку объявил профсоюз транспортников Эстонии (ETTA). Водители автобусов потребовали повысить месячную зарплату до 7700 эстонских крон (€493,6), причем ее повышение должно быть зафиксировано в новом коллективном договоре сроком на два года. Забастовка транспортников грозит парализовать движение как внутри Эстонии, так и ее сообщение с соседними странами.
Транспортников готовы поддержать железнодорожники. "Пока акциями протеста - митингами и пикетами, - пояснил председатель профсоюза железнодорожников Эстонии Олег Чубаров.- А 14 декабря конференция нашего профсоюза должна принять решение о проведении уже нашей забастовки".
Вслед за железнодорожниками поддержать ETTA намерены профсоюзы медсестер, рабочих деревообрабатывающей промышленности и моряков. Всерьез рассматривают такую возможность и члены Союза работников образования Эстонии. Другими словами, акции протеста намерены провести работники тех отраслей, которые прямо или косвенно пострадали в результате ухудшения экономической ситуации в Эстонии после обострения отношений Таллинна с Москвой.
После событий "бронзовой ночи" 26-27 апреля российский транзит через Эстонию сократился на 40%. С мая потери Эстонских железных дорог (ЭЖД) составили 35% по сравнению с прошлым годом. Так, по данным администрации ЭЖД, с весны объем перевозок сырой нефти сократился на 34%, бензина - на 50%, каменного угля - на 60%. Администрация ЭЖД уже объявила о намерении сократить до 40% работников, в первую очередь - на российском направлении.
Замедлился и общий рост эстонской экономики: по данным госдепартамента статистики, во втором квартале - на 2,5%. К середине года инфляция в Эстонии намного превысила максимально допустимый для страны-претендента на вхождение в зону евро показатель (1,5-2%), и к концу года составит около 9%. По оценке экономиста Индрека Нейвельта, к концу нынешнего года общие потери Эстонии от противостояния с Россией составят 4-5 млрд. эстонских крон (около €320 млн.).
Олег Чубаров заявил, что пока требования транспортников и работников других отраслей носят экономический характер, однако профсоюзы оставляют за собой право выдвинуть политические требования - вплоть до отставки премьер-министра Андруса Ансипа.
Сложности, с которыми столкнулись в последнее время эстонские власти, могут быть не в последнюю очередь связаны с новым подходом Москвы к проблемам русскоязычных граждан в странах Балтии, прежде всего в Эстонии. Отныне Москва стремится подходить к этому вопросу комплексно и наряду с дипломатическими методами воздействия использовать и экономический фактор. В частности, Москва все больше ставит вопрос о российском присутствии на рынке транзитных перевозок Эстонии в зависимость от политики властей этой страны в области прав русскоязычного населения. Под тем же углом будет решаться и вопрос о вхождении России в проект Rail Baltica, в чем весьма заинтересованы страны Балтии.
Это означает, что в попытках повлиять на политику балтийских стран, воспринимаемую ею как недружественную, Россия все меньше полагается на международные организации, также не вполне удовлетворенные положением дел в Балтии. Посетивший в сентябре Прибалтику глава ПАСЕ Рене ван дер Линден назвал неприемлемым положение с негражданами Эстонии, преимущественно русскоязычными. Аналогичную критику глава ПАСЕ высказал и в отношение Латвии. Схожую позицию занял и спецпосланник ООН Дуду Дьен, который готовит доклад о ситуации в Прибалтике с расизмом, дискриминацией и ксенофобией. Эту критику власти стран Балтии проигнорировали. Экономические потери ударили по ним более ощутимо.
|