|
|
|
Осень ушедшего года была временем массовых акций протеста в Европе. Главное, что объединяло эти забастовки, — это сопротивление рабочих неолиберальным реформам, проводимым консервными правительствами. Янес Дрновшек безусловно войдет в историю Словении как президент, при котором страна вступила в Евросоюз. Но за разговорами о «свободной и единой» Европе трудящиеся не забывают о своих насущных проблемах. «Европейские зарплаты — в соответствие с европейскими ценами» — один из лозунгов протестов в Словении. Работники по всей Европе понимают, что только их протест, только их решительное сопротивление неолиберальным реформам может сохранить то немногое, что у них осталось. Пенсионная реформа — один из последних институтов социального государства, и именно он сейчас находится под угрозой.
С лета 2007 продолжается масштабный трудовой конфликт на железных дорогах Германии. Профсоюз машинистов GDL отказался присоединиться к общему тарифному договору и потребовал для себя отдельное соглашение с увеличением зарплаты на 31 % и более гибким графиком работы, а также дополнительной оплатой всех переработок. 3 июля 2007 в результате первой забастовки было парализовано пригородное сообщение в Гамбурге, Франкфурте, Берлине и Штутгарте, но акция профсоюза была проигнорирована руководством Deutsche Bahn. Профсоюз поменял тактику и вступил в переговоры с представителями концерна, но выдвинул такой ультиматум (отдельное тарифное соглашение), который руководство железной дороги принять не могло из-за угрозы забастовок уже со стороны двух других отраслевых профсоюзов, которые оказались бы, таким образом, в худших условиях.
Но благодаря проведенным переговорам GDL уже смог на законном основании воспользоваться свои правом использования забастовки в качестве метода профсоюзной борьбы. 46-часовая акция профсоюза «Стоп-локомотив», начавшаяся 25 октября 2007, принесла работодателю многомиллионные убытки. Канцлер Меркель призвала конфликтующие стороны осознать свою ответственность перед страной за ущерб ее экономическому развитию, но отказалась вмешиваться в тарифную политику. Тем не менее, когда перед Рождеством профсоюз снова прервал переговоры и объявил о начале бессрочной забастовки с 7 января, министр транспорта Германии Вольфганг Тифензее подключился к процессу урегулирования конфликта между принадлежащим государству на 100% железнодорожным концерном и профсоюзом машинистов. В результате машинистам удалось добиться победы — существенного повышения заработной платы, сокращения рабочей недели.
Одновременно с забастовкой немецких транспортников ноябрь 2007 года во Франции прошел под знаком всеобщей забастовки госслужащих. 18 октября по всей стране прошло около 130 акций протеста, в которых приняли участие более 150 тысяч человек. Акции были вызваны намерением французского правительства отменить так называемые «специальные пенсионные режимы» — особые условия выхода на пенсию для работников крупных государственных компаний. 13 ноября объявили о начале бессрочной забастовки работники транспортной сферы, которые также попадали под действие нового закона. 20 числа к ней присоединились тысячи госслужащих, решивших устроить 24-часовую акцию протеста. Против задуманных президентом Франции Николя Саркози реформ тогда выступили учителя, студенты, почтовые служащие, авиадиспетчеры и санитары. 22 ноября профсоюз транспортников принял решение пойти на переговоры с правительством. Несмотря на заявления профсоюзных лидеров о возможности продолжения всеобщей забастовки, массовая акция прошла только одна — однодневная забастовка 12 декабря. Многие издания, в частности пропрезидентская газета «Le Figaro», отметили, что профсоюзы доказали свою слабость.
Также с пенсионной реформой, инициированной правительством Караманлиса, была связана крупнейшая всеобщая забастовка в Греции 12 декабря. Участие в ней приняли транспортники и государственные служащие, включая работников больниц, высших учебных заведений, школ и коммунальных служб.
В Италии транспортники требовали снижения стоимости дизельного топлива, принятия мер против более дешевых иностранных конкурентов, а также ужесточение правил заключения контрактов по грузоперевозкам. Забастовка продолжалась один день, 30 ноября. С 10 по 14 декабря проходила забастовка водителей грузовиков. Причина забастовки — недостаточная поддержка отрасли со стороны государства и высокие цены на бензин. Забастовка привела к катастрофическим последствиям. Многие автотрассы оказались перекрыты большегрузными фурами.
Был приостановлен подвоз бензина на автозаправочные станции, из-за чего многие автовладельцы не смогли заправить свои машины. Опустели полки и в продовольственных магазинах. Премьер Италии Романо Проди выступил с осуждением формы проведения забастовки. Тем не менее, правительство страны было вынуждено пойти на переговоры с профсоюзом.
Требования всеобщей забастовки в Словении касались роста инфляции. Участники акций протеста требовали регулирования заработных план в связи с ростом потребительских расходов. В демонстрации, проходившей в Любляне 17 ноября, участвовало 70 тысяч человек. Огромная цифра для страны, население которой составляет около 2 миллионов. Правительство Словении вынуждено было сесть за стол переговоров с профсоюзами. Их представители отвергли первоначальное предложение правительства о повышении зарплаты на 1%, как «целиком неадекватное». Ожидается, что в целом, правительство готово пойти лишь на незначительные уступки, и что в первой половине 2008 года страну вновь ожидает волна забастовок.
Не все акции протеста проходят удачно. Есть поражения, есть победы. Где-то профсоюзы сдаются. Где-то правительство все же вынуждено идти на переговоры. Но борьба продолжается. Начиная с малого, со своего рабочего места, люди пытаются обустроить окружающий мир. Сопротивляясь, они идут вперед. Как писал один из теоретиков марксизма: «Классовое сознание не просто меняется через забастовки. Если рабочие начинают борьбу на промышленном фронте, они затем выходят на политический фронт». Автор: Лехтман Александр
|