По решению суда предприятие выплатило пенсионерке моральную компенсацию за незаконное сокращение с работы.
Более сорока лет пенсионерка Мария Даценко проработала на радиозаводе. В последние годы она занимала должность кассира, и хотя зарплата была невысокая, Марию это устраивало. Но однажды, в марте 2005 года, она была уволена с работы в связи с сокращением штатов. Возмущенная такой ситуацией Мария обратилась к юристам, и уже в апреле суд открыл производство по этому делу.
10 тысяч за безработицу
В исковом заявлении к предприятию «ТCP-радиозавод» Даценко просила суд возобновить ее на работе, выплатить ей зарплату за время вынужденного прогула и компенсировать моральный ущерб, причиненный незаконным увольнением, в размере 1 тысячи гривен. Позже Мария Даценко решила, что это слишком маленькая сумма, и увеличила моральную компенсацию до 10 тысяч.
Юристы Даценко утверждали, что поскольку Мария с 2000 года являлась членом профсоюзного комитета предприятия, для ее увольнения, согласно законодательству, было необходимо предварительное согласие высшего избирательного органа профсоюзной организации. Более того, Даценко ссылалась на то, что первичная профсоюзная организация отказала ответчику в даче согласия на ее освобождение.
Судебные заседания длились два года. И, наконец, в марте прошлого года суд принял решение в пользу предприятия. Суд обосновал свое решение тем, что первичная профсоюзная организация, членом которой являлась истица и на решение которой она ссылалась, была легализирована (зарегистрировалась) лишь в 2007 году.
Работник всегда прав
Юристы Даценко не были согласны с таким выводом суда и обратились в апелляционную инстанцию. В июне 2007 года апелляционный суд отменил решение районного суда и частично удовлетворил иск Даценко.
Суд обосновал свое решение тем, что истец была членом профсоюза компании «ТCP-радиозавод». Первичная профсоюзная организация входила в состав Киевской региональной профсоюзной организации работников космического и общего машиностроения, о чем руководству «PCP-радиозавода» было известно. Именно поэтому увольнение Даценко могло состояться лишь в случае получения согласия со стороны Киевского совета «Космомаш» и первичного профсоюза компании «ТCP-радиозавод».
Профсоюз компании отказал предприятию в освобождении Даценко, а в Киевский региональный совет «Космомаш» представители предприятия вообще не обращались.
Суд посчитал, что поскольку первичный профсоюз действует на основании устава Киевской региональной профсоюзной организации работников космического и общего машиностроения, а не собственного, он не требует отдельной легализации.
На этих основаниях суд взыскал с предприятия 10 тысяч материальной компенсации за вынужденный прогул и 1 тысячу гривен морального вреда.
В течение двух месяцев с момента, когда решение набрало законную силу, юристы «ТCP-радиозавода» могли обжаловать его в Верховном суде. Однако в юридической среде трудовые споры на стороне работника считаются наиболее востребованными из-за лояльности законодательства и изначальной презумпции вины работодателя.
|