Спустя 46 дней после начала забастовки на польской шахте “Будрик” города Орнотовицы профсоюзы добились выполнения большинства своих требований. Забастовка войдет в историю польских горняков как одна из самых длительных, в результате которой шахта не выдала на-гора продукции почти на 36 млн. долларов.
Надо видеть, что творится в эти дни в забоях шахты! По подземным выработкам энергично снуют горняки - снимают забастовочные плакаты, растаскивают баррикады, которые возвели здесь еще в декабре прошлого года. Телевизионщики, спустившиеся в подземелье, охотно показывают зрителям лица шахтеров. Что и говорить, люди выглядят измученными долгим противостоянием - шутка ли, голодали под землей даже на Рождество и в новогоднюю ночь! - но все-таки радостными. Забастовка-то, которую вели под предводительством четырех из девяти действующих здесь профсоюзов, закончилась для всех успешно.
Честно говоря, еще на прошлой неделе счастливый исход никто не взялся бы предсказать. Особенно после яростной схватки, развернувшейся накануне возле ворот предприятия. Около четырехсот шахтеров, которые не принимали участия в протесте, попытались штурмом прорваться на свои рабочие места. Их встретили забастовщики. В ход пошли не только кулаки, но даже случайно оказавшиеся под рукой огнетушители.
А в то время под землей на глубине 700 м оккупировать забои продолжали 130 горняков, еще около 30 их товарищей не прекращали голодовки. Надо признать, забастовка поделила некогда дружный коллектив на тех, кто не мог и не хотел мириться с несправедливыми условиями оплаты труда после включения шахты в состав новой угледобывающей компании, и тех, кто был готов согласиться с администрацией, чтобы семьи вообще не остались без средств к существованию. Они не считали себя штрейкбрехерами, когда шли с кулаками на товарищей, с которыми проработали по нескольку лет...
Так или иначе, но когда забастовка завершилась подписанием соглашения с “Ястржембской угольной компанией”, в выигрыше оказался весь коллектив, независимо от того, к какой из профорганизаций принадлежал каждый работник. Уже в минувшую пятницу на работу в забои спустились более 700 горняков. О полноценном возобновлении работы, понятно, речи еще быть не может: после столь длительного простоя понадобятся несколько дней на подготовку угледобычи.
А стоило ли вообще бороться, идти на столь острый и драматичный конфликт с работодателем? Велики ли реальные достижения профсоюзных организаций, поддержавших протест? Судите сами! По новому трудовому соглашению всем без исключения горнякам уже с этого года повышается заработная плата на 10%. В первой декаде февраля они также получат компенсации - по 2200 злотых (около 900 долларов США) за прошлый год. Для шахтера - суммы немалые!
Кроме того, принято решение создать специальную комиссию, которая займется вопросами стандартизации заработной платы во всех шахтах “Ястржембской угольной компании”. Цель - сделать так, чтобы независимо от того, на каком из предприятий трудятся горняки, выполняющие одинаковую работу, их заработки не отличались бы. Предусмотрено также, чтобы к 2010 году на всех шахтах компании вознаграждение за труд было бы единым. Причем в состав такой комиссии войдет и один из представителей профсоюзов - организаторов забастовки.
С другой стороны, стоило ли управляющей компании так долго испытывать терпение шахтеров, игнорировать вполне справедливые требования? Впрочем, для рассуждений на эту тему теперь имеется сколь угодно времени. Есть даже мнения не только экономистов, но и политологов. Скажем, один из них - ученый Силезского университета Томаш Слупик усмотрел в подписанном соглашении с горняками шахты “Будрик” явные черты социализма. По его мнению, нарастающая в последнее время в стране борьба различных профсоюзов обусловлена усилением польской экономики. Посему, считает он, новому правительству во главе с Дональдом Туском следует проявлять неуступчивость к требованиям профсоюзов, не поддаваться угрозам забастовок.
Что ж, пожелание, как говорится, интересное. Однако куда сложнее польскому премьеру будет его исполнить. Ведь уже сегодня он вынужден выступать в роли “пожарника”, пытающегося справиться с продолжающимися горячими выступлениями профсоюзов, объединяющих врачей больниц, медицинских сестер, учителей, таможенников. Волна протестов нарастает.
|