Независимый профсоюз в «Ригас сатиксме» подвергается гонениям.
Лишние люди
- Началось с того, что на предприятии была нехватка водителей и отдел кадров набрал людей из провинции. Нам так и сказали: возьмем людей из Латгалии, они и за 200 латов будут работать.
Получилось, что сейчас на 130 человек больше, чем нужно, вот и начали выживать пенсионеров и тех, кто латышским языком не владеет, - начал рассказ водитель автобуса Артур Боранцис. - Ведь «старым» водителям надо надбавку за стаж платить - 50 латов.
- В прошлом году обещали зарплату водителям 900 латов. Но столько можно заработать лишь на отдельных маршрутах, где водитель - кондуктор, - добавляет Олег Пронин, водитель автобуса, председатель независимого профсоюза работников транспорта. - А людям дают по 12 выходных в месяц. И не оплачивают вынужденный простой.
- У Леонса Бенхенса, говорят, зарплата 6000 латов, два члена правления получают по 5400, у пяти заместителей директоров в прошлом году была зарплата 1780 плюс 50 процентов премия. Себе они подняли зарплату на 70 процентов, - рассуждает Артур Боранцис.
А выжить водителя очень просто. Артур рассказал, что один из проверенных способов - дать водителю столько рабочих часов, чтобы он не высыпался, - тогда он обязательно что-нибудь нарушит. С 2007 года в РС действует свод правил из 104 пунктов, нарушение любого из них влечет за собой как минимум снижение премии.
- Водитель отвечает за все: если в салоне кто-то плохо себя почувствовал, если не остановился на остановке, - говорит Олег Пронин. - Особенно популярно застукать водителя-кондуктора на том, что он не выдал билет.
И в начале следующего месяца, в день зарплаты, администрация вывешивает список провинностей личного состава. В нем нет ни фамилий, ни названия нарушений - только табельные номера, порядковый номер из инструкции и суммы штрафов: 18, 96, 264 лата, у кондукторов поменьше - 9, 21, 23 лата.
- Хотя колдоговором предприятия предусмотрена обязанность работодателя информировать работника в расчетных листочках о снятии или уменьшении премии, - уточняет Олег Пронин. - По сути люди не знают, что их наказали, и не имеют возможности обжаловать решение администрации.
- Ты можешь весь месяц проездить и только в день зарплаты узнать, что с тебя сняли львиную долю денег, - рассуждает Артур.
В профсоюз - всем миром
Профсоюз, который создан в РС, часть объединения свободных профсоюзов Латвии, как считают активисты, - карманный. И зачисляют в него по-советски всех работников, автоматически взимая взносы через бухгалтерию - 1 процент от зарплаты.
Государственная трудовая инспекция признала, что это неправильно. Но виноватой оказалась не дирекция, а профсоюз. Но почему тогда взносы взимаются через бухгалтерию?
Водители уверяют, что тех, кто задает неудобные вопросы, тут же настигают служебные неприятности. Водитель Александр Дударев поинтересовался, почему с него берут взносы, если он не состоит в профсоюзе. И сразу выяснилось, что он курит в неположенном месте и с работы уходит раньше времени, за что его и уволили. Потом, правда, восстановили. Сейчас он подал иск на компенсацию морального ущерба.
Владимир Петров отказался от членства в официальном профсоюзе, и у него сразу нашли потери около 300 литров топлива. Обвинение удалось снять, но и топливо больше никто не искал.
Александра Баранова проверяли буквально через день: то он билет не дал, то к остановке не подъехал...
Около шести лет назад был создан Латвийский независимый профсоюз работников транспорта (LNTA). И его активисты поставили своей целью бороться за права работников.
- К нам обращаются люди за защитой, и на нашем счету уже немало выигранных судов, - говорит Олег Пронин, глава профсоюза.
Пронин тоже считается уволенным. Администрация выступила против него, как считает Артур, за то, что тот много сделал для своих коллег. Например, добился того, что водитель не должен полностью платить за пострадавший в дорожном происшествии автобус, а только 100 латов за риск. Он готовит иск в Евросуд.
Вечерами молодежь едет с дискотек бесплатно, курят, ругаются, так что кондукторы к ним боятся подойти. Билеты они, понятное дело, не покупают, штрафы не платят.
- А в Эстонии по сигналу водителя сразу приезжает полиция и забирает нарушителя, и он платит штраф в 10 раз больший, чем у нас, а если денег нет, то отрабатывает, - говорит Артур. - А у нас работник всегда виноват.
Сколько шума было по поводу водителя, который выбил подростку зуб! Сейчас в «Ригас сатиксме» собирают подписи в защиту водителя. Потому что 16-летний парень, оказывается, бросался снежками в окна троллейбуса.
Олег Пронин рассказал, что уже побывал на беседе в полиции безопасности - мол, получен сигнал из РС, что они хотят организовать забастовку. Хотя это право профсоюза. И водители отступать не собираются.
Ответим каждому работнику
Вот что сообщила пресс-секретарь РС Илута Берзиня.
- Решать дела через прессу неэффективно. Все проблемы можно выяснить внутри предприятия. У каждого работника есть возможность написать письмо руководству. Также у нас работает профсоюз, который помогает в сложных ситуациях.
При наборе новых работников зарплату 900 латов никто не обещал. Наоборот, в отделе кадров, принимая на работу новичков из Лиепаи и Вентспилса, им объясняют, что на первых порах его зарплата будет меньше, чем у опытных водителей.
У председателя правления РС Леонса Бемхенса действительно зарплата 6000 латов. Это определено правилами Кабинета министров. В РС работают 6000 человек, оборот предприятия составляет 100 млн. латов. Автор: Андрианова Татьяна
|