|
|
|
Если в течение последних шести месяцев из-за резко выросшего спроса на сланец шахтерам пришлось также в выходные работать, то теперь на повестку дня снова встают и вовсе сокращенные рабочие недели.
Если еще в феврале шахтеры выдали на-гора более 1,4 миллиона тонн сланца, то в марте будет хорошо, если дотянут до миллиона.
Укороченные рабочие недели на подходе
- В последнее время дополнительные рабочие дни и не требовалось объявлять, - сказал профсоюзный лидер шахтеров Майдо Агур. - От руководства поступают намеки и вовсе о том, что скоро можно ожидать четырехдневные рабочие недели. Уже сейчас большая часть продукции идет на склад, который в минувшем году освободили от запасов, но нецелесообразно столько накапливать и «зарывать» там деньги.
Руководитель по общественным связям Eesti Polevkivi Райво Лотт пояснил, что на объем сланцедобычи влияет, прежде всего, то, сколько требуется топлива одному из крупных клиентов - АО «Нарвские электростанции». Это, в свою очередь, зависит от того, сколько Eesti Energia сможет продать электроэнергии как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Прошлогодний скачок объема продукции был вызван экспортом электроэнергии, ставшим возможным благодаря проложенному по морскому дну кабелю «Эстлинка» между Эстонией и Финляндией. Поскольку произведенное в Эстонии электричество было заметно дешевле, чем на энергобирже северных стран NordPool, то и продавали в Финляндию столько электричества, сколько позволяли производственные и передаточные мощности. Если средняя цена продажи Eesti Energia на отечественном рынке была 412 крон за мегаватт-час, то у NordPool она составляла год назад 743 кроны.
Неопределенность только увеличится
На сегодняшний день положение сильно изменилось, и произведенное в Эстонии электричество и цены NordPool значительно сблизились. По сообщению Eesti Energia, реки северных стран сейчас полноводные, резервуары гидроэлектростанций переполнены, ветра много и удельный вес квот на выброс углекислого газа снизился почти до нуля. А эстонское электричество ждет подорожание, наряду с ростом производственных расходов приходится считаться также с необходимостью начать покупать квоты на выброс углекислого газа.
Хотя не особо хороши и виды на экспорт электроэнергии на юг, поскольку также белорусские болота, питающие реку Даугаву, вращающую турбины латвийских гидростанций, нынче обильны. Теплая зима и замедление экономического роста снижают и на отечественном рынке темп роста объемов продажи электроэнергии.
Когда мы попросили Eesti Energia спрогнозировать, какими хотя бы приблизительно могут объемы продажи электроэнергии в нынешнем году, то, по словам пресс-представителя Ивери Марукашвили, сделать это из-за изменяющихся внешних факторов практически невозможно. «Сказанное сегодня может и не совпасть с завтрашней реальностью», - отметил он.
На состоявшемся в конце минувшего года дне сланца руководитель АО «Нарвские электростанции» Илмар Петерсен сказал также, что не может дать ответ, насколько большой будет потребность в сланце в ближайшие годы. «В дальнейшем неопределенность будет расти, выиграют те, кто среагирует быстро и гибко на изменения. Значение имеет не то, есть ли у нас некий план производства, а то, позволит ли рынок продавать электричество или нет».
По словам Райво Лотта, Eesti Polevkivi, в принципе, привыкло к тому, что более интенсивные трудовые периоды сменяются неделями меньшей нагрузки. «Работу крупного предприятия, правда, так сложно спланировать, и это вызывает также в людях досаду, но иного выбора нет».
Как считает Майдо Агур, позитивным является то, что теперь, когда работы станет меньше, можно больше времени посвятить обслуживанию техники. «Такое положение, как в конце минувшего года, было ненормально. Так долго не выдержали бы ни люди, ни машины».
|