Корпорация Unilever была названа «наиболее предпочитаемым работодателем» по данным социологического опроса, который был недавно проведен Пакистанским обществом менеджеров по человеческим ресурсам среди магистрантов, изучающих деловое администрирование (MBA) в девяти ведущих бизнес школах Пакистана. Этот титул последовал за рядом других, недавно полученных корпорацией Unilever Asia наград, среди которых «За отличное качество», «За значительные достижения», а также другие звания и призы, демонстрирующие социальную ответственность компании в сфере управления человеческими ресурсами.
Интересно, сколько еще наград «За социальную ответственность корпорации» получил бы Unilever, если бы история об управлении ее человеческими ресурсами, особенно в Пакистане, была рассказана полностью? 8 марта с.г. в пакистанском Интернет журнале было опубликовано интервью с председателем компании Unilever Pakistan Эхсаном Маликом. Согласно этой статье, «Самая крупная в Пакистане компания по производству товаров широкого потребления… не может удовлетворить спрос на некоторые виды производимой ею продукции. В их числе стиральный порошок и недавно запущенные в производство консервированные продукты питания, супы и ингредиенты для блюд китайской кухни. Спрос настолько велик, что, несмотря на удвоение наших объемов производства, как в случае с пищевой продукцией, жителям Пакистана ее по-прежнему не хватает».
В подобных обстоятельствах можно было бы ожидать, что корпорация Unilever начнет инвестировать в свои производственные мощности, и сверх того будет нанимать новых работников для предприятий Unilever (привлеченных туда тем, что Малик описывает, как предлагаемые компанией возможности «для развития культурного и личностного потенциала работников»).
Однако, для Unilever, как рассказал Малик, «возможности бесконечны». Особенно когда дело касается создания «одноразовых» рабочих мест, то есть использования труда временных и заемных работников. Полученное звание не отражает величайшего достижения компании: успешного сочетания роста производства с радикальным сокращением численности людей, работающих на Unilever. В компании Unilever Pakistan практика аутсорсинга и нестабильной занятости для работников достигла такой степени распространения, о которой другие компании могут лишь мечтать. Из 8,000 человек, занятых на фабриках и в офисах корпорации Unilever Pakistan, только чуть более 500 работают на основании бессрочных трудовых соглашений.
Однако ввиду постоянно растущего спроса на продукцию, даже эти 500 постоянных работников Unilever могут быть расценены как слишком большое число. В октябре прошлого года, менеджеры на фабрике компании по производству товаров личной гигиены, расположенной в г. Рахим Яр Хан, одновременно уволили всех, за исключением 5 человек, 292 временных работников предприятия, как только профсоюзная организация объявила, что она будет принимать в свои ряды временных работников и поможет им достичь по закону постоянного статуса, после того как они беспрерывно проработают на данном предприятии 9 месяцев.
В течение 24 часов после массового увольнения было учреждено отдельное кадровое агентство, которое получило название SAAD Enterprises (сокращенно – SE) и было призвано снабжать предприятие рабочими кадрами. В течение месяца после массовых увольнений агентство SE предоставило фабрике 300-350 рабочих, из которых почти 100 человек были прежними временными работниками, уволенными в октябре, и снова нанятыми через SE для выполнения той же работы.
Однако после одного месяца работы все эти 100 бывших временных работников были вновь «высвобождены» нанимателем. Причина для найма и последовавшего затем «высвобождения» данных рабочих заключалась в том, что компания предоставила работу для уволенных временных работников только на срок до 30 дней, т.е. на тот период, в течение которого по закону можно было оспорить их увольнение в суде. В результате, эти работники не смогли подать судебные иски по делу об их незаконном увольнении.
Между тем, агентство SE продолжает снабжать Unilever сотнями рабочих, которых набирают в основном из родного поселения одного из совладельцев SE Мансура Варайха (Manzoor Waraich). Агентство SE принадлежит и управляется Мансуром Варайхом и Раном Ирфаном (Rana Irfan). Последний в свою очередь является шурином директора фабрики Unilever в г. Рахим Яр Хан Шахида Рафика (Shahid Rafiq).
Здесь мы видим прекрасную иллюстрацию того, что в вышеупомянутом интервью от 8 марта было названо «позитивными факторами, которые позволяют корпорации Unilever продолжать инвестиции в продукцию и людей в Пакистане». Но на самом деле достижения Unilever намного значительнее. Чтобы помочь ТНК Unilever пережить сезонное затишье в раздаче наград «Самой социально-ответственной корпорации» IUF предлагает вручить ей «Специальный похвальный сертификат за кумовство, подавление профсоюзов и мастерское использование заемной рабочей силы».
Сколько еще наград сможет получить Unilever, прежде чем такой успех дойдет до его главы? Следите за продолжением...
|