|
|
Альгирдас Бразаускас |
|
Правительство Литвы прилагает большие усилия для того, чтобы продлить работу Игналинской атомной электростанции (ИАЭС), но президент, экс-премьер Альгирдас Бразаускас не видит такой возможности. Литва не использует возможности вести переговоры о продлении срока эксплуатации станции на высшем уровне, а строительство новой АЭС тоже туманно – страна не подготовила стратегию о главных вехах проекта.
«Вопрос закрытия атомной электростанции был поставлен категорично в качестве обязательного условия для членства нашей страны в Евросоюзе. Этот вопрос обсуждался до формирования нового правительства в 2001 году, обсуждался, когда у власти были консерваторы. В 1999 году подписано принципиальное соглашение о закрытии», - сказал А.Бразаускас.
«Я хочу сказать несколько слов в оправдание тогдашних властей. В 1998 году прекратились уже начавшиеся переговоры о членстве Литвы в ЕС в связи с постигшим Литву экономическим кризисом. Были и другие причины – их мог бы перечислить премьер Гедиминас Вагнорюс. Однако переговоры с Литвой были прекращены, а Эстония и Латвия их продолжали. Это была большая беда, и подписанное в 1999 году соглашение было желанием продолжить переговоры. Они на самом деле возобновились после парламентских выборов 2000 года», - считает почетный председатель Социал-демократической партии Литвы.
Он считает, что решение о закрытии советских реакторов было чисто политическим решением, необходимым условием членства Литвы в ЕС. Литва получила гарантию на компенсацию всех расходов и последствий, связанных с закрытием ИАЭС. Расходы компенсируются, а последствия «повесили» на Литву. «Мы уже потеряли дорогостоящие 2,5 млн. киловатт-час мощности, которые нам никто не компенсирует. Кроме того, нам оставили большую проблему – разного рода отходы и кассеты с отработанным топливом», - сообщил А.Бразаускас.
Виноваты поляки
«За это время по многим причинам мы не продвинулись вперед в создании связей с Западной Европой. Не мы в этом виноваты. Виноваты поляки. Под этим я могу смело подписаться. Мне пришлось 10 лет общаться с поляками – с 1997 года, особенно на премьерском посту, пытаться провести электромост, который несколько компенсировал бы закрытие АЭС в Литве. Мы этого не дождались до сих пор», - говорит А.Бразаускас.
А.Бразаускас считает, что литовское руководство, начиная с президента и заканчивая ответственным за энергетику министром экономики, министром иностранных дел, должны подготовить программу визитов, встреч с руководителями всех 26 стран ЕС. Ведь договор о ратификации членства Литвы в ЕС не входит в компетенцию Еврокомиссии. «Это решение Совета Европы и парламентов отдельных стран. Не надо все делать провинциально, как мы. Следует говорить с руководителями всех 26 государств и убедиться, что они нас поддержат, пересмотреть договор ЕС, исправить некоторые пункты. Это очень сложный вопрос, и не только с юридической точки зрения. Он сложен в политическом плане, поскольку появляется проблема работы многоканального реактора в пространстве ЕС», - говорит А.Бразаускас.
«Кто-то фетишизирует вопрос. ИАЭС работает уже 25 лет. Она не новая. Следует оценить советскую технику и подумать, сколько она еще сможет работать. Атомная электростанция могла бы еще работать, но существует факт риска. Если мы оставим станцию в нынешнем состоянии, она долго не протянет – несколько лет. Не надо думать, что она вечна», - считает экс-премьер.
|