21-22 апреля в Киеве при поддержке МОТ состоялось региональное совещание членских организаций IUF Восточной Европы и Центральной Азии по подготовке к дискуссии по сельской занятости и сокращению бедности на селе, которая пройдет в рамках Международной Конференции Труда в июне этого года. В совещании приняли участие аграрные профсоюзы Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Украины. Участники встречи отметили своевременность проведения Международной организацией труда обсуждения по вопросам сельской занятости и сокращению бедности на селе и выразили надежду, что эта дискуссия положит начало масштабным действиям международных организаций системы ООН для улучшения бедственного положения работников сельского хозяйства в мире. Встреча завершилась принятием итогового документа, обозначившего возможные направления действий профсоюзных, государственных и международных организаций для решения этих проблем.
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
Мы, представители профсоюзов рабочих сельского хозяйства Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Украины, обсудив положение рабочих сельского хозяйства и проблемы занятости в сельской местности, отмечаем, что рабочие сектора относятся к категории наименее социально защищенных. Для стран региона характерны:
- низкий по сравнению с другими секторами уровень зарплат и доходов работников сельского хозяйства; имеют место задержки зарплат и распространенные практики ее натуральной выплаты;
- высокий уровень травматизма и профзаболеваний работников сельского хозяйства, появление и распространение новых рисков для здоровья;
- низкий охват профсоюзным членством, который продолжает сокращаться, что выводит все большее количество работников из сферы действия коллективных договоров и действующих во всех странах отраслевых трехсторонних соглашений;
- сокращение численности работников, высокий уровень безработицы, широкое распространение неформальных форм занятости, применения труда мигрантов, использование детского труда;
- несмотря на наличие государственных программ развития села, сельские жители по-прежнему часто исключены из общих систем социальной защиты, им недоступны качественное медицинское обслуживание, возможности получения качественного начального и среднего образования, пенсионное обеспечение; плохие бытовые условия, отсутствие учреждений культуры, возможностей проведения досуга стимулируют отток молодежи из сельской местности;
- сельские предприниматели и самозанятые фермеры страдают от погодных рисков, низкого уровня и непредсказуемости колебаний закупочных цен, проблем сбыта произведенной продукции, необходимости прибегать к услугам посреднических структур, отсутствия доступных сельскохозяйственных кредитов, высокие цены на топливо и технику, диспаритет цен, делающий производство сельхозпродукции нерентабельным.
1. Для обеспечения занятости и устойчивого экономического роста и сокращения бедности в сельских районах необходимы следующие стратегии:
Экономическая. Государственные меры поддержки сельхозпроизводителей, защиты внутреннего рынка, повышение уровня инвестиций, налоговое стимулирование и развитие систем страхования рисков, развитие многоотраслевого сельскохозяйственного производства, крупнотоварных предприятий, поддержка многообразия сельхозкультур, с учетом необходимости достигать роста заработных плат на селе.
Социальная. Государственная программа, предусматривающая повышение заработных плат и социальных гарантий, сокращение разрыва в уровне доходов и качестве жизни сельских и городских жителей, развитие социальной инфраструктуры села, медицинских и учебных заведений, поддержка молодых семей на селе.
Экологическая. Контроль за использованием химикатов, защита суверенитета продовольствия (использования плодородных земель исключительно для производства продуктов питания), поддержание плодородия земель, отказ от экстенсивного землепользования и применения генной инженерии.
2. Для устойчивого развития сельского предпринимательства необходимы государственные меры поддержки малого и среднего бизнеса, развитие сельской производственной и потребительской кооперации, микрокредитования, сельских кредитных банков, инфраструктуры села, стимулирование перерабатывающих предприятий и создания альтернативных рабочих мест в сельской местности, содействие повышению эффективности фермерских и единоличных хозяйств.
3. Для расширения и усиления прав рабочих необходимы законодательные акты, гарантирующие права всех трудящихся, включая универсальное право на объединение в профсоюзные организации и права на коллективные переговоры, создание новых и активизация старых профсоюзных организаций, правовое просвещение и юридическая защита работников, реальное обеспечение права профсоюзов представлять интересы сельскохозяйственных работников в государственных и хозяйственных органах (коллективные договора, отраслевые соглашения). Необходимо добиваться легализации сельскохозяйственных работников, особенно трудовых мигрантов, повышения ответственности работодателя за соблюдение трудового законодательства и прав профсоюзов, создание дополнительных рабочих мест. Необходимо искоренить детский труд, чтобы профсоюзы могли провести переговоры и защитить права всех взрослых работников.
4. Для расширения и улучшения социальной защиты и охвата населения социальными программами в сельских районах необходимо принятие комплексной социальной программы по развитию села в каждой стране с детализацией программ под местные условия; принятие отдельного инструмента МОТ, недопускающего исключения сельских жителей, мелких фермеров и их семей из систем социальной защиты; мобилизация социальных партнеров для искоренения неформальных трудовых отношений; обеспечение сельским жителям необходимого доступа к качественному образованию, медицинскому обслуживанию, пенсионному обеспечению, повышение размеров пособий по безработице; создание на базе профсоюзов общественных касс взаимопомощи и кредитных союзов, дополнительного медицинского страхования, организация медицинских центров, спортивных комплексов; развитие международного сотрудничества и использование социальных проектов; разработка международных социальных стандартов для определения достойного труда в сельской местности; обеспечение занятости (стимулирование создания достойных рабочих мест, предпринимательства на селе).
5. Для улучшения управления и стимулирования социального диалога в сельских районах необходимо формировать трехсторонние органы на местном и общенациональном уровне, которые должны согласованно вырабатывать программы развития села и искоренения бедности; должно быть особое внимание уделено развитию социального диалога на сельскохозяйственных предприятиях, созданы благоприятные условия для формирования, упрощенной регистрации и деятельности там профсоюзов, обеспечено право на коллективные переговоры с работодателем, в том числе право на переговоры по заработной плате, или право на переговоры по уровню закупочных цен; поощрять создание отраслевых организаций работодателей и их объединений на местном и на общенациональном уровне, с наделением полномочиями ведения переговоров и заключение соглашений с профсоюзами.
Национальные программы по развитию сельского хозяйства должны разрабатываться на трехсторонней основе и включать в себя необходимые меры по развитию трехстороннего диалога на региональном уровне.
6. Местные и национальные государственные органы, организации работодателей и профсоюзы могут внести свой вклад в развитие достойной занятости и сокращение бедности в сельских районах. С этой целью необходимо проводить постоянный анализ положения на селе, регулярные трехсторонние обсуждения, выработку и реализацию общих планов действий для повышения социальных стандартов на селе, сокращения безработицы, обеспечения занятости и создания достойных рабочих мест. Социальным партнерам необходимо работать сообща для продвижения ратификации и дальнейшей реализации Конвенции МОТ 184 о безопасности и гигиене труда в сельском хозяйстве.
7. Ключевыми моментами плана действий МОТ должно стать поддержание инициатив по развитию социального диалога в сельском хозяйстве; искоренению детского труда; обеспечению безопасности и охраны труда, продвижению Конвенции 184 и укреплению профсоюзных инспекций по охране труда, распространению практик просвещения мелких фермеров по охране труда по методике WIND; социальной защите трудящихся женщин в сельском хозяйстве; обучению профсоюзных представителей.
Разработать методику статистического учета уровня бедности, критерии определения социальных стандартов; осуществлять контроль за деятельностью Всемирной торговой организации, требовать рассекречивания документов и прозрачности в ее деятельности, добиваться обязательного вовлечения профсоюзов в процесс переговоров национальных правительств с ВТО.
Необходимо обратить особое внимание на изменение положения в наименее развитых странах.
Участники встречи отмечают своевременность проведения Международной организацией труда обсуждения по вопросам сельской занятости и сокращению бедности на селе и выражают надежду, что эта дискуссия положит начало масштабным действиям международных организаций системы ООН для улучшения бедственного положения работников сельского хозяйства в мире.
|