Самая трудная часть длившихся больше года споров по поводу нового Закона о трудовом договоре уже позади. Работодатели, профсоюзы, законодатели и другие заинтересованные стороны одобрили рождение новой версии закона.
Конечно, свое последнее слово должны еще сказать правительственный кабинет и Рийгикогу, однако, как сказал министр юстиции Рейн Ланг, партнеры по коалиции обещали отнестись с уважением к достигнутой договоренности.
«Не могу сказать, чтобы я был на вершине счастья, однако, если посмотреть законопроект, по которому мы сумели договориться, то он намного лучше, чем тот, что в январе предложило Министерство социальных дел», - признался профсоюзный лидер Харри Талига.
По поводу одного из вопросов, вокруг которого разгорелись особенно горячие споры - пособия по сокращению, - удалось добиться полного согласия.
Согласно законопроекту, сокращаемый работник имеет право на максимальную трехмесячную компенсацию, вместо прежней четырехмесячной (за исключением того, если он проработал на предприятии более 20 лет - тогда сохраняется правило четырех месяцев). Компенсация полагается также тем, кто вроде как уходит «по собственному желанию».
Но поскольку возмещение за период больше одного месяца будет выплачивать Касса по безработице, то на повестке дня встает очередная серьезная тема: будет ли она в состоянии удовлетворить все требования в случае возникновения серьезных проблем. По крайней мере, Рейн Ланг отметил, что, по мнению правительства, Касса по безработице окажется в сложном положении, так как обязательства, которые она на себя берет, очень большие.
«Сейчас туда поступает больше средств, чем расходуется, но это не факт, что так будет всегда», - отметил министр юстиции.
Ставка налога страхования от безработицы для работника не должна превышать 1,5 процента от зарплаты, а государство ни в коем случае не будет финансировать Кассу по безработице за счет других налогов.
В данный момент ставка налога страхования от безработицы составляет 0,9 процента. В связи с этим лидер профсоюзов Талига уверен, что даже в случае наступления трудных времен и массовых сокращений эту ставку можно будет повысить, чтобы выжить и помочь попавшим в беду. По крайней мере, поначалу Касса страхования по безработице уверяет, что в состоянии справиться со своими задачами и на нынешних условиях.
Как бы то ни было, но Закон о трудовом договоре - это документ, в котором каждый политик хотел бы иметь «параграф имени себя». Хотелось бы, чтобы партии и в Рийгикогу не отступили от намерения внедрить в жизнь законопроект, родившийся таким демократичным способом, через споры и компромиссы, и не стали на Тоомпеа торпедировать его популизмом.
|