Как не трудно заметить, забастовки в транспортном секторе происходят в мире чаще, чем в остальных секторах экономики. Объяснением этому может быть одно – Европейская Директива 93/104/EC от 23 ноября 1993 года, устанавливающая ограничения рабочего времени, применяется для любых деятельностей, кроме авиационного, железнодорожного, автомобильного, морского, речного и озерного транспорта, морского рыболовства и врачей-ординаторов. Тем самым регулирование труда на транспорте признано проблемой, которая сопровождается регулярными забастовками.
Транспортный сектор Азербайджана в этом случае не является исключением и яркий пример этому – забастовка работников локомотивного депо в бакинском поселке Баладжары Государственной железной дороги Азербайджана в начале мая. Работники выступали с требованием повышения зарплаты минимум в два раза.
Забастовка была остановлена правоохранительными органами и управлением железной дороги. Дело в том, что согласно статье 281 трудового кодекса Азербайджана железнодорожники не имеют права бастовать, так как железнодорожный транспорт относится к сфере обслуживания, имеющей важное значение для здоровья и безопасности людей. В статье отмечается, что если стороны не могут разрешить возникшие в этих сферах коллективные трудовые споры примирительными способами, применяется принудительный арбитраж.
Поэтому участникам акции было предложено обратиться с письменным обращением в вышестоящие органы. Группа представителей участников акции была приглашена седьмого мая в железнодорожное управление для обсуждения сложившейся ситуации. Напомним, что в феврале сотрудники этого депо уже проводили забастовку с требованием повышения зарплаты. После встречи с руководством железной дороги она была прекращена.
С уверенностью можно сказать, что если работникам в транспортном секторе не будут созданы благоприятные условия работы, забастовки здесь будут обычным явлением. Ведь, несмотря на то, что общие показатели доли транспорта в мировом хозяйстве относительно стабильны на больших промежутках времени, внутри отрасли структура занятости непрерывно меняется, как и производительность по видам транспорта. Если сельское хозяйство и промышленность могут обеспечиваться все меньшим числом людей, то доля транспортного сектора в общем составе работ продолжает расти.
С конца прошлого года по апрель 2008 года забастовки в железнодорожном транспорте устраивались в России, Франции, Германии, Бельгии, Венгрии. Многие из них завершились в пользу транспортников. Немецкие железнодорожники добились повышения на 11 процентов и единовременной выплаты каждому работнику 800 евро. Их венгерские коллеги выступали против сокращения маршрутов и пригородных перевозок и добились своего. Они требовали, в том числе 10-процентного роста зарплаты.
В Азербайджане, по данным Государственной железной дороги, с первого апреля этого года зарплаты всем сотрудникам железной дороги повышены на 28,6 манатов. Это коснулось и бастующих. Сегодня средняя зарплата по железной дороге составляет 302 маната против 274 манатов до повышения. Автор: Ханкишиева Эллада
|