По оценкам Международной организации труда (МОТ), многие из 75 млн. детей, не получающих начального образования, начинают работать в раннем возрасте. Образование играет решающую роль, помогая детям выбраться из замкнутого круга детского труда и нищеты и содействуя достижению поставленной цели – искоренить наихудшие формы детского труда к 2016 году.
Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия заявил: «Мы должны добиваться осуществления права каждого ребенка на образование с тем, чтобы ни один ребенок не должен был трудиться, чтобы выжить. Наша цель – качественное образование для детей, достойный труд для взрослых».
В более чем 60 странах мира пройдут мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы с детским трудом. Этот день отмечается ежегодно с тем, чтобы привлечь внимание к проблеме детского труда во всем мире.
Международная программа МОТ по искоренению детского труда (МОТ-ИПЕК) опубликовала новый технический доклад, посвященный вопросам детского труда и образования. Доклад основывается на исследованиях детского труда, проведенных в 34 странах во всех регионах мира. Одновременно с презентацией доклада Бюро МОТ по гендерным вопросам в рамках только что начатой годичной кампании «Гендерное равенство – основа достойного труда» также решило привлечь внимание к борьбе с детским трудом с помощью образования, выдвинув лозунг: «Формула прогресса: образование и для девочек, и для мальчиков».
В новом докладе приводятся данные ЮНЕСКО о том, что в 2006 году школу не посещали около 75 млн. детей начального школьного возраста (меньше, чем в 1999 году, когда этот показатель составлял 103 млн.). Кроме того, как отмечают авторы доклада, сократилось число детей, занятых экономической деятельностью. По оценкам, в 2004 году в экономическую деятельность было вовлечено на 20 млн. меньше детей в возрасте от 5 до 14 лет, чем за четыре года до этого. Из этих детей 165 млн. занимались детским трудом.
Авторы доклада МОТ проанализировали, как детский труд влияет на основные показатели в области образования. Они особо подчеркнули ту роль, которую играет борьба с детским трудом в достижении сформулированных ООН Целей развития тысячелетия в области образования.
Некоторые положения и выводы доклада:
• Детский труд ведет к сокращению числа детей, получающих начальное образование. Он негативно влияет на уровень грамотности среди молодежи.
• Полученные данные убедительно свидетельствуют: если ребенок сочетает работу и школу, то по мере увеличения объема работы посещаемость школы падает.
• Высокий уровень детского труда, как правило, сопровождается снижением такого показателя, как «развитие образования» (Education Development Index), который формируется на основе данных об охвате детей всеобщим начальным образованием в данной стране, об уровне грамотности среди взрослых, качестве образования и гендерном равенстве в области образования.
• Имеется значительная корреляция между уровнем экономической активности детей и числом детей, оставленных на второй год. Во многих случаях дети, оставленные на второй год, в конечном итоге бросают школу.
• Как правило, в наиболее уязвимом положении находятся работающие дети (особенно девочки) в сельской местности. На девочек зачастую ложится двойная нагрузка – основная работа и работа по дому, что отражается на посещаемости в школе.
Эксперты ИПЕК также отметили, что уровень охвата средним образованием в среднем составляет всего 46 процентов среди мальчиков и 43 процента среди девочек. При этом в странах Африки южнее Сахары среднюю школу посещает лишь один ребенок из пяти.
«В этом году центральная тема Всемирного дня борьбы с детским трудом - «Образование – правильный ответ на проблему детского труда» , - сказал Хуан Сомавия. – Для слишком многих детей, особенно в малообеспеченных семьях, право на образование носит лишь абстрактный характер и не находит никакого воплощения в их реальной жизни. Более 70 млн. детей начального школьного возраста не посещают школу. Многие дети этой возрастной группы, а также других возрастов, не посещающие школу, начинают трудиться очень рано, зачастую до достижения минимального возраста для приема на работу. При этом, если перед семьей стоит выбор, кого отправить в школу – мальчика или девочку, выбор зачастую делают не в пользу девочки».
Хуан Сомавия призвал привнести в борьбу с детским трудом «образовательный аспект»: «Давайте возьмем на себя обязательство действовать сообща, чтобы добиться образования для всех детей, по крайней мере вплоть до достижения ими минимального возраста для приема на работу. Давайте разработаем политические меры в сфере образования, которые позволят оказать помощь работающим детям и другим, не охваченным системой образования группам, обеспечить качественное и должным образом финансируемое образование и профессиональное обучение всем детям, одновременно создавая возможности достойного труда для взрослых. Призываю вас присоединить свой голос и усилия к всемирному движению за запрещение детского труда».
Стремясь активизировать борьбу с детским трудом за счет расширения доступа к образованию, МОТ координирует работу Целевой рабочей группы по вопросам детского труда и обеспечения образования для всех. В состав группы входят агентства системы ООН, преподаватели, представители гражданского общества. Кроме того, 12 агентств системы ООН, входящие в Координационный комитет по вопросам образования в области прав человека (UN Inter-Agency Coordinating Committee on Human Rights Education - UNIACC) выступили с совместным заявлением к Всемирному дню борьбы с детским трудом.
Международная программа МОТ по искоренению детского труда (МОТ-ИПЕК) действует в почти 90 странах мира. Она оказывает содействие на политическом уровне и в законотворческой деятельности в области детского труда. Кроме того, МОТ-ИПЕК осуществляет программы, направленные на предотвращение детского труда и вызволение из него детей. МОТ-ИПЕК разработала Глобальный план действий по искоренению детского труда, включая опасный труд, использование детей в целях коммерческой сексуальной эксплуатации, торговлю детьми, а также другие формы рабства, к 2016 году.
|