Левоцентристская газета переживает самый тяжелый кризис с момента своего основания в 1944 году по приказу Шарля де Голля.
В течение месяца она успела потерять 2 млн. евро. А за несколько лет, начиная с 2001 года, потери издания составили 167 млн. евро.
Le Monde, любимая газета французской элиты, давно стала иконой журналистики и культурным символом. Однако ее редакционная независимость - черта, особенно важная в индустрии, где мало что решается без участия владельцев, - находится под угрозой.
Le Monde уникальна, потому, что штат газеты владеет контрольным пакетом ее акций, а также имеет право наложить вето на претендента на должность редактора/руководителя издания. Однако в настоящее время целесообразность этой необычной структуры собственности находится под большим вопросом. План сокращения 129 рабочих мест, две трети которых - сотрудники редакции, спровоцировал (впервые в истории газеты!) три дня забастовок в апреле и мае.
Если Le Monde в ближайшее время не сократит свои издержки, перед ней встанет задача вынужденной рекапитализации. Таким образом, внешние акционеры издания - в том числе, медиа-группы Lagardеre (Франция) и Prisa (Испания) - получат шанс перехватить контроль у штата газеты.
Частью своих проблем Le Monde обязана лишь самой себе, однако некоторые из них обусловлены общим кризисом газетной индустрии, от которого страдают издания во всем мире. Особенно тяжело приходится французской газетной индустрии, в которой до сих действуют принципы, сформулированные после Второй мировой войны. Плачевное состояние национальных газет Франции уже перешло в категорию срочных политических вопросов - в прошлом месяце Президент Франции, Николя Саркози (Nicolas Sarkozy), объявил, что в этом году состоится саммит руководителей печатных изданий, теле- и радиокомпаний, которые обсудят проблемы и возможные пути их решения. «Демократия невозможна, когда пресса стоит на краю экономической пропасти», - заявил Н.Саркози.
Французские национальные газеты - как и их соперницы по всему миру - стараются справиться с падением тиражей и рекламных доходов, ростом издержек и конкуренцией со стороны онлайновых и бесплатных изданий. Однако французская пресса вынуждена развязывать эту борьбу с изначально слабых позиций. Совокупный тираж французских национальных изданий составляет 8 млн. экз. - немного по сравнению с 16,5 млн. экз. в Великобритании и 24 млн. экз. в Германии.
Le Monde является крупнейшей национальной ежедневной газетой во Франции. Однако в 2007 году она продавала лишь 359 тыс. экз. в день - вдвое меньше, чем региональная газета Ouest France, чьи высокие тиражи служат доказательством относительного здоровья французской региональной прессы.
Реклама в национальных газетах составляет лишь 0,08% национального рекламного рынка Франции и лишь четверть соответствующего объема в Великобритании. При этом стоимость рекламы на обложке во Франции гораздо выше, чем в среднем по Европе. В результате французские национальные газеты зависят от государственных дотаций.
По подсчетам Патрика Эвено (Patrick Eveno), преподавателя истории СМИ в Сарбонне, объем государственных субсидий национальной прессе составляет 1,5 евро. «Причина низких рекламных доходов французских ежедневных газет не может сводиться к общей слабости рекламного рынка», - пишет П.Эвено в своей книге The National Daily Press: End of the Road or New Start? («Национальная ежедневная пресса: Конец дороги или новое начало?»). – «Это результат пренебрежения читательской аудиторией и неспособности воспринимать свежие социальные и культурные веяния, что приводит к необходимости решать коммерческие проблемы прессы силами государства», - считает он.
|