Широкое использование операций по долговым обязательствам с высоким риском, агрессивное реструктурирование, разделение активов, «быстрое переключение» и систематическое использование прорех в налоговом законодательстве (многие из которых появились в результате их усилий по лоббированию) – вот те инструменты, благодаря которым фондам частных прямых инвестиций или совместными фондами по скупке активов удалось «загрести» колоссальные прибыли. В этих операциях по финансовому ре-инжинирингу наиболее проигравшей стороной, как правило, являются рабочие, а также общественная выгода и общественные интересы. Наиболее старым и крупным из этих фондов является базирующаяся в США компания KKR (Kohlberg, Kravis, Roberts & Company), которая, кстати, и была тем самым «варваром у ворот», что стоял за сделкой по выкупу активов корпорации RJR Nabisco на сумму в 31 млрд. долларов США, которая эффективно разрушила эту компанию и привела, согласно профсоюзной оценке, к сокращению 40 000 рабочих мест.
По количеству и объему совершенных сделок KKR превзошла всех своих конкурентов в 2007 году, и в настоящий момент ассигновала около 20 миллиардов долларов США для глобального приобретения активов. В обширный и разнообразный портфель «заказов на покупку» данного фонда входят крупнейшие производственные, медиа и сервисные компании по всему миру.
В своем докладе, написанном для МОТ в 2006 году, IUF обращал внимание на растущее значение финансовых инвесторов в качестве международных работодателей, а также на проблемы и вызовы, которые из-за этого возникают перед традиционными стратегиями выработки коллективных договоров:
«Если бы эти фонды частных прямых инвестиций были признаны в качестве ТНК (принимая во внимание их всеобъемлющий контроль над производственными и сервисными компаниями по всему миру) и были бы включены в список 100 самых крупных нефинансовых ТНК, составляемый Комиссией ООН по торговле и развитию (UNCTAD), то они бы с легкостью опередили те 10 корпораций, которые находятся во главе этого списка сейчас. Но даже в новом списке UNCTAD из 50 крупнейших финансовых ТНК (который впервые был включен в Доклад о мировых инвестициях за 2004 год) содержатся сведения только о тех финансовых ТНК, которые относятся к узко определенному сектору финансовых услуг, при этом данные о количестве их работников также ограничены занятыми в этом секторе. Подобное игнорирование роли инвестиционных фондов как нанимателей является характерным и для серии Докладов МОТ о мировой занятости. Так, в Докладе о мировой занятости за 2004-05 годы исследуется ее влияние на производительность труда и мобильность капитала, однако при этом в расчет не берутся те финансовые требования, которые управляют этой гибкостью и растущей невозможностью обеспечить стабильную занятость в финансиализированном мире».
По данным за 2008 год фонду KKR принадлежит 35 компаний с совокупным годовым доходом в 95 миллиардов долларов США и более чем 500 000 работников по всему миру. Если оценить KKR по критериям глобальной корпорации, то он бы занял 10 место в мировом списке 500 крупнейших ТНК.
В целях освещения разрушительного влияния скупки предприятий фондами частных прямых инвестиций, а также, чтобы акцентировать необходимость действий по обеспечению уважения прав профсоюзов и по справедливому налогообложению компаний, принадлежащих этим фондам, членская организация IUF профсоюз SEIU запланировал провести 17 июля глобальный день акций протеста против KKR, в программу которого входят акции и демонстрации в городах по всему миру.
SEIU подготовил базовую информацию о KKR, образцы листовок и видео материал.
|