|
|
|
Сегодня, в понедельник, для 1,466,829 израильских школьников и 129,520 педагогов начался новый учебный год. В министерстве образования с гордостью отметили, что все прошло относительно гладко - угрозы учительских и родительских забастовок удалось снять, практически все школы открылись в срок.
Только частная «Школа демократии» в Раанане не смогла открыться 1 сентября - учителя, ученики и родители вышли на митинг к зданию мэрии, требуя предоставить школе подходящее помещение. Мэрия отказывает в этом, так как школа не имеет лицензии минпроса. По словам учителей и родителей, они попали в бюрократическую ловушку - минпрос отказывается выдать школе лицензию в том числе и из-за отсутствия у нее подходящего помещения.
Накануне 1 сентября министр образования Юли Тамир заявила, что начинающийся учебный год будет «особым годом, «годом реформы». Имеется в виду реформа оплаты учительского труда с красивым названием «Новый горизонт» («Офек Хадаш»), соглашение о начале которой было подписано с профсоюзом учителей по итогам длительной учительской забастовки.
В нынешнем учебном году в реформе примут участие 813 школ с 325,348 учащихся и 23,657 учителей.
Реформа предполагает существенное повышение зарплаты учителей (так, что учитель с 20-летним стажем будет получать около 8,500 шекелей) при одновременном увеличении рабочей нагрузки - но не количества уроков в больших классах, а дополнительных занятий с малыми группами. Таким образом министерство образования надеется одновременно и поднять престиж учительского труда, и повысить качество обучения, обеспечив детям более индивидуальный подход.
Между тем, Шломо Доврат - автор предыдущей концепции реформы образования, которую так и не удалось провести министру Лимор Ливнат, - отзывается о «Новом горизонте» несколько скептически. «Вместо того, чтобы говорить об образовании, все время говорят о зарплате», - сказал Доврат на конференции по вопросам образования в Холоне. Шломо Доврат приветствует повышение зарплаты учителей, но видит в реформе и потенциально опасные стороны, так как она повышает долю государственного финансирования и, соответственно, снижает роль местных властей и директоров школ - т.е. ведет систему образования в направлении, противоположном идеям самого Доврата.
Напомним, что реформа Доврата предполагала серьезное расширение полномочий директоров школ, включая предоставление им права самостоятельно формировать педагогический коллектив, увольняя недостаточно квалифицированных учителей и повышая зарплату лучшим педагогам. Этот проект натолкнулся на жесткое сопротивление учительских профсоюзов и в конце концов был похоронен.
|