|
|
|
По мнению профкома Первичной профсоюзной организации ГП «Дельта-лоцман» Профсоюза работников морского транспорта Украины имеющаяся в распоряжении Министерства информация является неполной и поданной в одностороннем порядке.
29 августа Министерство транспорта и связи Украины опубликовало заявление пресс-службы Минтранссвязи относительно оптимизации штата на ГП «Дельта-лоцман», в котором Министерство одобряет действия нынешнего руководства предприятия.
Первичная профсоюзная организация ГП «Дельта-лоцман» по этому поводу написала следующее сообщение:
«Профком никогда не ставил под сомнение права предприятия, предусмотренные ч.3 ст. 64 Хозяйственного кодекса Украины, самостоятельно определять свою организационную структуру, устанавливать численность работников и штатное расписание. Однако профком всегда настаивал на том, чтобы осуществление этих прав не нарушало законодательства и Коллективного договора предприятия.
Так, пунктом 2.1.8 Коллективного договора администрация обязалась: «Принимать решения по вопросам реорганизации, структурных изменений на предприятии только при условии обеспечения прав и интересов работников и по согласованию с профкомом». Такое самоограничение прав предприятия полностью соответствует статье 7 Закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях», согласно которой «коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы». Проводя изменения в организационной структуре предприятия, администрация не только не согласовывала их с профкомом, но и вообще не ставила его об этом в известность. Профком, основываясь на многочисленных заявлениях от членов профсоюза, считает, что при проведении структурных изменений нарушаются права работников предприятия, в частности их конституционное право на труд.
Профком считает, что изложенные в заявлении пресс-службы Минтранссвязи сведения не соответствуют действительным фактам. Так, в заявлении пресс-службы Минтранссвязи указывается, что информация администрации о запланированных увольнениях представлена в профком «заблаговременно». Действительные факты таковы: информация администрации зарегистрирована предприятием 19 июня 2008 года (исходящий № 2848) и поступила она в профком 20 июня 2008г. (входящий № 72). В то же время приказ о введении нового штатного расписания № 419-з, на который администрация ссылается, как на основание для увольнений, зарегистрирован на предприятии 19 июня 2008 года. Кроме того, срок проведения «мероприятий по оптимизации структуры предприятия» в информации администрации указывался сентябрь-октябрь. Таким образом, от дня представления информации до дня начала запланированного администрацией срока оставалось менее 3-х месяцев, которые предусмотрены законодательством и Коллективным договором.
В заявлении пресс-службы Министерства также указано, что информация относительно запланированных увольнений содержит сведения о «об их причинах, количестве и категории работников, которых это может касаться, и сроках проведения увольнений». В действительности, в информации администрации вообще отсутствовали какие-либо сведения о количестве и категории работников, которых может коснуться сокращение, а изложение причин проведения сокращения работников на прибыльно работающем предприятии было неубедительным. Кроме того, в информации полностью отсутствовали сведения о мерах по трудоустройству работников, подлежащих высвобождению. Представление таких сведений предусмотрено пунктом 2.18 Отраслевого соглашения и пунктом 4.1.2 Коллективного договора.
Относительно предложения администрации начать проведение совместных консультаций следует отметить, что в соответствии со статьей 22 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» работодатель должен провести консультации на этапе, когда он планирует высвобождение работников, а не тогда, когда решение о высвобождении уже принято. Как было показано выше, информация о планируемых сокращениях поступила в профком после того, как решение о высвобождении работников предприятия администрацией было уже принято и облечено в форму приказа.
Предметом консультаций между работодателем и профсоюзами в соответствии с Законом являются мероприятия о предотвращении высвобождения работников или сведению их количества к минимуму. В условиях, когда новое штатное расписание уже утверждено, а отделу по работе с персоналом дано указание «предупредить соответствующих работников, должности которых сокращаются, о будущем увольнении» обсуждение мероприятий о предотвращении высвобождения работников теряет всякий смысл. В свете сказанного становится очевидным, что такое «предложение» о начале проведении консультаций со стороны администрации по сути является пустой формальностью.
Тем не менее, в письме профкома в адрес администрации от 24.06.2008г. №56 было заявлено, что профсоюзный комитет готов начать соответствующие консультации по предотвращению увольнений при условии предоставления информации, которая по содержанию соответствует требованиям действующих нормативных актов, то есть такой, которая четко определяет предмет консультаций.
Кроме того, учитывая, что причины будущих увольнений лежат в плоскости экономического характера, профком в целях подготовки для проведения консультаций просил администрацию представить:
- финансовый план предприятия на 2008 год и отчет о его исполнении за 1 квартал и 5 месяцев 2008 года;
- отчет о выполнении финансового плана предприятия за 2007 год;
- данные о численности работников предприятия по состоянию на 1 января 2008 года и на дату представления профкому информации о запланированных увольнениях;
- сведения о количестве принятых и уволенных работников с 1 января 2008 года по подразделениям и категориям работников;
- организационно-функциональную структуру предприятия по состоянию на 01.01.2008г., на настоящее время и такую, что планируется ввести на предприятии в результате оптимизации.
Указанные предложения профкома остались без ответа администрации. Никаких последующих шагов относительно проведения консультаций со стороны администрации осуществлено не было, хотя, по Закону, работодатель обязан провести консультации, а не только «предложить начать проведение соответствующих консультаций».
Все вышеприведенное показывает, что администрация предложила начать проведение консультаций с профкомом относительно будущих увольнений формально, а на деле устранилась от их проведения, хотя имела для этого достаточно времени и возможностей.
Выступая с указанным заявлением, Минтранссвязи, как сторона Отраслевого соглашения, не учло мнение по данному вопросу другой стороны Отраслевого соглашения – Профсоюза работников морского транспорта Украины (ПРМТУ). Изучив вопрос на месте, юристы ПРМТУ пришли к мнению, что приказы по предприятию, предусматривающие увольнение работников, изданы в нарушение ст. 22 Закона Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Письмом от 28.07.2008г. № 02-299 председатель ПРМТУ Киреев М.И. обратился к директору ГП «Дельта-лоцман» с предложением приостановить действие соответствующих приказов с тем, чтобы вернуть процесс «оптимизации» численности в установленные законом рамки. Однако руководство ГП «Дельта-лоцман» предложение ПРМТУ оставило без внимания.
Учитывая изложенные выше факты, профком считает заявление пресс-службы Минтранссвязи преждевременным и не способствующим нормализации обстановки в коллективе ГП «Дельта-лоцман».
|