19 июня рабочие фабрики по производству мороженого Nestle в Санто-Доминго, придя на работу в утреннюю смену, обнаружили, что фабрика окружена сотрудниками охраны, полицейскими и машинами скорой помощи. Рабочих согнали в зону парковки автотранспорта, где им объявили, что фабрика подлежит немедленному закрытию. Затем им вручили выходные листки.
О том, что Nestle в нарушение всех правовых норм и юридически обязательных договоров собирается закрыть фабрику, лидер доминиканского профсоюза, который в это время находился в Департаменте труда, узнал чисто случайно. Предпринимать какие-либо действия было уже слишком поздно.
Сами рабочие были застигнуты врасплох присутствием на фабрике людей в форме и машин скорой помощи, вызванных Nestle, а в отделе кадров, возглавляемом Анной Изабел, им дали ясно понять, что никакого другого выхода кроме как принять компенсационные выплаты, у них нет.
Фабрика закрыта, профсоюз разрушен, права нарушены, рабочие оказались в тяжелом положении
Несмотря на то, что Nestle нарушила положения коллективного договора, касающиеся увольнения работников, никакого вмешательства со стороны Департамента труда не последовало - предположительно, потому, что Nestle заявила, что может заново нанять часть уволенных рабочих фабрики по производству мороженного на работу на двух других предприятиях компании в Доминиканской Республике. С тех пор Nestle утверждает, что она так и поступила, но в действительности только менеджерский и административный персонал был заново нанят компанией или получил от нее помощь в поиске другой работы. Что же касается объединенных в профсоюз производственных рабочих, то они остаются безработными.
Nestle публично заявляет, что ее компенсационный пакет превышает тот, что предусмотрен доминиканским законодательством, ссылаясь при этом на оговоренное в «Правилах корпорации Nestle» обязательство достойно обращаться с работниками.
Однако, со слов самих рабочих, складывается совершенно другая картина. Ниже приводятся свидетельства членов профсоюза, собранные представителями IUF по Латинской Америке и опубликованные на их сайте на испанском, португальском и английском языках.
«Nestle поступает бесчеловечно»
Роза Ирис Райес: «В тот день, когда закрывали фабрику, она была наводнена полицейскими. Нас окружили, как каких-то преступников. Такая враждебность к нам была крайне неприятна. Экономика страны переживает тяжелые времена, с каждым днем ситуация ухудшается, а тут мы узнаем, что потеряли работу. Это было ужасно». Спустя четыре дня после закрытия фабрики у Розы случился выкидыш.
«Nestle платит нашей стране и своим рабочим черной неблагодарностью»
Нереида де ла Круз проработала на фабрике 17 лет: «Они обещали, что будут оплачивать нашу медицинскую страховку в течение шести месяцев после увольнения, но это была очередная ложь. Когда я пошла к врачу, чтобы узнать, могу ли я получить лечение (у меня проблемы на нервной почве, я просто не могу успокоиться после всего этого), то мне было сказано, что срок действия моей страховки истек, потому что Nestle перестала оплачивать ее».
«Nestle - это чудовище»
Агуеда Соса: «[Руководитель отдела кадров Анна Изабел] создала на фабрике атмосферу напряженности и страха. В этом она получила полную поддержку со стороны компании, и теперь я понимаю, что такую же политику Nestle проводит везде. Эта компания не поддерживает хорошие отношения с рабочим классом. Мой опыт члена профсоюза позволил мне понять, насколько плохо Nestle обращается со своими рабочими».
«Nestle - волк в овечьей шкуре»
Фелипе Озна: «То, как они поступили с нами, иначе как зверством не назовешь. Прийти, как обычно, на работу и обнаружить, что фабрика, словно милитаризованная зона, кишит сотрудниками службы безопасности… это был шок. Мы оказались в тяжелом положении, и я не знаю, что было бы с нами, если бы не помощь друзей. А когда ты член профсоюз, найти работу еще сложнее, потому что они смотрят на твой послужной список и во многих местах закрывают перед тобой дверь». После того, как Nestle перестала вносить страховые платежи, Фелипе потратил все свое выходное пособие на оплату операции, которую его жена перенесла в июле.
«Двуличие Nestle»
Хосе Мануэль Паулино: «Менеджмент проявил бессердечность, особенно если вспомнить, какие усилия с 2005 года предпринимали рабочие для того, чтобы компания шла впереди других. Все рабочие участвовали в этом, работая по три смены семь дней в неделю, и в качестве платы за наши усилия мы получили этот ужасный удар ниже пояса».
В Латинской Америке Nestle не первый раз закрывает фабрики исподтишка, обходя профсоюз и обманом получая согласие рабочих на выходные пособия.
В марте 1998 года Nestle в течение выходных закрыла фабрику в Трес Корахес в Бразилии и, чтобы избежать неприятностей с профсоюзом, проинформировала об этом рабочих в последнюю минуту.
В апреле 2003 года компания за одну ночь закрыла свой завод в Ллопаньо (Сальвадор), уволив 97 рабочих, а в Эквадоре перерегистрировала свою маслобойню, обязав 200 рабочих подписать новые договора. В этих договорах были оговорены щедрые вознаграждения для тех, кто уволится добровольно. Спустя два года все постоянные рабочие - и их профсоюз - ушли с завода, и теперь там трудятся временные работники.
В сентябре 2003 года Nestle избавилась от профсоюза и постоянных работников на своем молокозаводе в Валледупаре (Колумбия), заставив рабочих принять выходное пособие в тот момент, когда профсоюзные лидеры встречались с представителями компании в далекой Боготе.
До этой заключительной атаки на фабрике по производству мороженого менеджментом совершались многочисленные злоупотребления. Наиболее известные случаи имели место в ноябре 2007 года, когда после тропического шторма Ноэль Nestle уволила 11 рабочих, и в январе 2007 года, когда компания уволила 45 рабочих только для того, чтобы заменить их заемными работниками.
|