Школы... второго сорта
Начался учебный год, а вместе с ним усилилась головная боль по поводу реформ, затеянных Минпросом. Его глава Альгирдас Монкявичюс выдвинул идею решения извечной проблемы кадрового дефицита в районных школах. Суть предложения - заменить отсутствующих учителей-предметников старшекурсниками соответствующих вузов.
- Будем отбирать только лучших студентов и направлять их в те школы, где они учились, - говорит министр. - Это прибавит им старания и преподавательских навыков, а школам свежая струя молодых инициативных кадров пойдет только на пользу.
Эту идиллию решили разрушить учительские профсоюзы. Они заявили, что такая реформа только углубит кризис в системе образования. Привлечение в школы неквалифицированных кадров - это уход от проблем, в том числе материальных, считают лидеры профсоюзов. Кроме того, проект сулит дополнительные заботы опытным педагогам и крах системы школьных самоуправлений, а, кроме того, возвышение статуса гимназий и принижение обычных школ. Последнее, по мнению учителей, делает выпускников из малых городов и сел людьми второго сорта. Все свои соображения профсоюзы работников просвещения на днях изложили в министерстве.
Зато можно сэкономить на зарплате
Курс министерства на трудоустройство студентов непедагогических вузов перечеркивает прежние установки на обязательное педагогическое образование школьного учителя и постоянное повышение его квалификации. Накануне вступления в ЕС в школах было объявлено, что без этих двух условий нельзя будет работать с детьми. Педагоги, привычные к потрясениям в системе, бросились учиться за свой счет без отрыва от производства, чтобы не потерять годами наработанный опыт. Выходит, напрасно поспешили. Европейскую директиву не допускать к детям людей без педагогического образования в Литве отсрочили еще на два года под предлогом дефицита кадров. Неправда, что в стране не хватает 1000 учителей, заявляют профсоюзы, просто квалифицированные специалисты уходят из школ туда, где зарплата выше.
Вместо того чтобы создать достойные условия труда и оплаты и вернуть опытных педагогов, министерство намерено решить проблему механическим путем, да еще и сэкономить на практикантах. Так считает лидер профсоюзов работников просвещения Рута Осипавичюте.
- Мы считаем, что поправка позволит руководству школ экономить средства за счет вытеснения опытных квалифицированных педагогов и замены их студентами непедагогических вузов, которые и учителями-то быть не собирались. У них зарплата ниже. И тогда наши требования повысить оплату действительно нелегкого учительского труда бессмысленны. В последние два года педагогические вузы выпускают все больше специалистов. Только они выбирают более прибыльную работу и не приходят работать в школы. Нужно создать условия для молодых учителей, обеспечить им достойную зарплату и доставку к месту работы, чтобы им не приходилось добираться «на перекладных». Вместо этого в министерстве пошли самым легким путем: ставят крест на качестве образования.
Элитный статус
Гимназия, статус которой введен более 10 лет назад, до сих пор оставалась чем-то неясным, неопределенным. Обещанные добавочные баллы гимназистов при поступлении в вузы реальностью не обернулись. Заявления о строгом отборе учащихся и соответствующем уровне знаний разбились о необходимость комплектовать старшие классы в отсутствие младших и средних. Престиж гимназии оказался мифом. Единственным отличием от общеобразовательной школы стало ограничение по классам - только с 9-го по 12-й. И вот в проекте поправок к Закону о просвещении вновь заговорили о повышении статуса гимназии за счет аккредитации и проверки качества учебных программ. Казалось бы, что плохого, если некоторые школы сумеют дать учащимся более качественное образование? По мнению профсоюзов, опасность заключается не в том, что гимназии станут проверять и аккредитовать, а в том, что это перестанут делать в отношении общеобразовательных школ. Вот мнение председателя Аукштайтийского отделения профсоюзов работников просвещения Аудрюса Юргялявичюса:
- Мы не против элитных школ, но кто-то должен обеспечивать качественное образование на всех уровнях. В учебных программах на сегодня отличий нет. Мотивация - это вопрос психологический, она зависит от отношения общества. Сегодня во всех школах проводятся ежегодные проверки, особенно строгие - в старших классах. Проект предлагает аккредитацию гимназий и фактическую отмену контроля уровня преподавания в 11-12-х классах средней школы. То есть будут смотреть сквозь пальцы на квалификацию педагогов и качество знаний учащихся. Это значит, что в небольших городах и селах, где только одна школа и нет возможности учредить гимназию, уровень образования сойдет на нет. Как следствие выпускники средних школ не смогут поступать в вузы, претендовать на престижные высокооплачиваемые профессии. В конечном счете это углубит социальное расслоение общества, которое и без того ставит нас в ряд отстающих стран ЕС.
Демократия - не для школ
Другая опасность новой реформы - ликвидация школьных органов самоуправления. Последней и единственной коллективной трибуной, судя по поправке, останется школьный совет, где формально вершат дела учащиеся и их родители. Педагогический совет отдан на усмотрение учредителя - его можно оставить в качестве совещательного органа, можно и вообще распустить. Демократия во многих школах и так существует лишь формально, говорят учителя. Что же будет, когда голос коллектива из обязательного превратится в совещательный?
- Могу с кем угодно поспорить, что 90% руководителей школ все важные решения принимают сами, не советуясь с учителями, - утверждает Аудрюс Юргялявичюс. - Даже при наличии органов самоуправления процветает самоуправство. Когда такое положение будет узаконено, руководство обязательно этим воспользуется.
«Мы не легкой жизни себе ищем, - подводят итог лидеры профсоюзов. - Мы хотим, чтобы нас услышали, прежде чем очередной проект реформы будет одобрен в Сейме».
|