Спустя восемь лет после незаконного закрытия индийской фабрики Unilever в Дхарваде (штат Карнатака) 42 рабочих наконец-то получили компенсации, которые полагались им по решению суда по трудовым спорам. Но когда в этом месяце они попытались обналичить выписанные компанией чеки... им их возвратили без оплаты «ввиду недостатка средств на счете».
Для рабочих, членов входящего в IUF Профсоюза работников Hindustan Lever (HLEU), это стало шоком – ведь восемь лет они боролись против незаконного закрытия фабрики в Дхарваде и наконец, казалось, победили.
Этот трудовой конфликт пролил свет на систематические злоупотребления налоговыми льготами, которые Unilever совершает в Индии. В погоне за льготами и субсидиями от конкурирующих местных правительств компания постоянно закрывает фабрики и переводит производство из одного сельского региона в другой. В большинстве случаев это предполагает ликвидацию рабочих мест, находящихся под защитой профсоюза. Вместо них в регионах, где местные политические боссы скорее всего закроют глаза на нарушения прав рабочих со стороны компании, создаются предприятия с неустойчивой, а следовательно, не защищенной профсоюзами занятостью.
При этом, закрывая фабрики, компания идет на нарушения закона. Как показывает случай в Дхарваде, а также в Mумбаи, менеджмент Unilever умело фабрикует обоснования для закрытия предприятий. На разоблачение изощренного обмана, к которому они прибегают, в судах зачастую уходят годы.
Фабрика в Дхаварде, этом «отсталом» сельском районе, была открыта в 1993 году как независимое дочернее предприятие Hindustan Lever. При основании она, разумеется, получила от властей щедрые налоговые льготы.
В январе 1999 года, как только льготы закончились, менеджмент втайне начал закрывать фабрику. В течение следующих 12 месяцев половина машин и оборудования была перевезена на другие предприятия Hindustan Lever, а оказавшиеся «лишними» рабочие получили низкооплачиваемую физическую работу вроде стрижки газонов. Все контролеры, инженерно-технические работники и бухгалтера были переведены на другие предприятия компании.
11 марта 2000 года на фабрике были прекращены все работы. На протяжении следующих восьми месяцев шла борьба профсоюза и менеджмента, и в октябре 2000 года они пришли к некоторому соглашению. Но не прошло и суток, как менеджмент нарушил его, уклонившись от выполнения своих обязательств. За этим последовала семилетняя судебная тяжба с профсоюзом по поводу незаконного закрытия фабрики и сокращения остающихся 42 членов профсоюза.
1 сентября 2007 года суд по трудовым спорам штата Карнатака вынес решение в пользу рабочих. Суд постановил выплатить им зарплату за годы с момента закрытия фабрики в полном размере и с 8-процентной индексацией, а также восстановить их на других предприятиях Hindustan Lever, желательно вблизи штата Карнатака. Но год спустя, когда компания, наконец, выписала чеки на получение зарплаты за 7 лет (плюс проценты), на ее счету оказалось недостаточно средств! Через несколько дней рабочие все же получили свои деньги.
Эта история во многом показательна для сегодняшней Unilever, которая ликвидирует свои активы по всему миру, чтобы выплачивать растущие дивиденды своим акционерам. Вследствие этого сегодня ее оборотный капитал упал до самого низкого уровня в истории компании. Быть может, вскоре где-нибудь и другие рабочие Unilever обнаружат, что у одной из крупнейших глобальных компаний по производству бытовых товаров и продуктов питания «недостаточно средств на счете»...
|