По мнению главы ведомства, во время спасения транспортного комплекса придется выбирать «между плохим и очень плохим».
На совещании руководства Минтранссвязи с представителями профсоюзов, состоявшемся 20 января 2009 г., существование кризиса было признано официально. Напомним, что менее месяца назад И.Винский заявил: «Все разговоры о том, что в транспортной отрасли кризис, - пустые». На этот раз министр назвал ситуацию, «мягко говоря, очень сложной» и отметил, что «речь идет о спасении системы транспорта и связи как таковой».
Судя по некоторым отрывочным сведениям, озвученным участниками совещания, положение действительно критическое. В январе 2009 г., по предварительным данным, ожидается падение объемов грузопотоков через морские торговые порты примерно на 50%, на «Укрзализныце» спад составит около 35%. Продолжается «вымирание» подотрасли отечественных морских и речных перевозок, уменьшается пассажиропоток в авиатранспортном секторе.
Объем международных автоперевозок грузов украинскими компаниями сократился на 80%. Валютно-кредитная политика государства не позволяет обслуживать лизинговые контракты. Из-за этого около 70-80% (а у некоторых предприятий и все 100%) машин стали «на прикол». Многие предприятия начали переводить деятельность за пределы Украины и создавать компании в других государствах. Начался массовый уход водителей на работу к иностранным перевозчикам, предлагающим зарплату в €2,5-3 тыс.
Убытки «Укрзализныци» по итогам 2008 г. составили около 1 млрд. грн. По информации руководства отраслевого профсоюза, с октября прошлого года сокращено около 6 тыс. железнодорожников (примерно 1,5% списочного состава Госадминистрации). Зарплата остальных из-за перехода на неполную трудовую неделю и отпусков за свой счет сократилась в зависимости от должности на 500-2000 грн.
Отрицательный результат в 4,3 млрд. грн. УЗ получила от выполнения пассажирских перевозок. «Сгладить» эти убытки за счет перекрестного субсидирования на этот раз не удалось из-за резкого падения объемов грузоперевозок. Примерно 1 млрд. грн. доходов монополия недосчиталась в результате предоставления скидок и других преференций предприятиям ГМК, которые, по выражению министра транспорта и связи, вместо того, чтобы затянуть пояса самим, затянули пояс «Укрзализныце».
Ярким примером кризиса стало положение в самом министерстве. Как заявил И.Винский, на сегодня 115 из 221 работника аппарата Минтранссвязи находятся в отпусках за свой счет. Как ведомство может эффективно исполнять свои функции в таких условиях, понять трудно.
Между тем, одной из системных проблем отрасли является ее «недореформированность». Сам И.Винский назвал «Укрзализныцю» и «Укравтодор» «Министерствами путей сообщения и дорожного строительства, которые должны были ликвидировать в 1991 г., но они все еще есть». Авиационный транспорт работает в рамках еще «советского» Воздушного кодекса, тарифы на железнодорожные перевозки формируются по принципам «советского» же Прейскуранта 10-01.
Все это усугубляется недееспособностью ВР, а также нескоординированной политикой Кабмина в целом и Минтранссвязи в частности. На рассмотрении парламента находится более 80 законодательных актов транспортной тематики, в т.ч. такие основополагающие, как Воздушный кодекс, Закон Украины «О морских портах» и поправки в Кодекс торгового мореплавания. Вопрос разработки Порядка компенсации потерь от перевозок льготников «заблудился» в треугольнике Минфин-Минтранссвязи-Минтруда. Каждое повышение тарифов на услуги предприятий транспорта превращается в «последний и решительный бой», при этом, по единодушному мнению участников совещания, только проведенные индексации помогли отрасли выжить в прошлом году.
В свою очередь, Минтранссвязи вместо упорядочивания деятельности отрасли еще больше запутывает ситуацию не совсем понятными шагами в виде, например, приказа от 18.04.08 г. №463 «О внесении изменений в перечни предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу управления Министерства транспорта и связи Украины». Этим документом ведомство подчинило себе напрямую практически все наиболее значимые объекты транспортного комплекса. Сделано это было, по версии И.Винского, с целью соблюдения законодательных норм и активизации рыночных отношений в этой сфере. Кроме того, министр заверил, что сразу делегировал полномочия по управлению соответствующими предприятиями своим профильным заместителям.
Вот такими «кружными путями» идет Минтранссвязи вместо того, чтобы преобразовать, например, ту же «Укрзализныцю» в госпредприятие (ГАК), а уже потом выводить из ее состава отдельные подразделения. На деле же, раскритиковав наработки своих предшественников и потратив целый год на выяснение более предпочтительной формы преобразования УЗ (ГП или ГАК), нынешнее руководство министерства пришло фактически к той же модели, которая прописана в Концепции реформирования железных дорог Украины, датированной еще 27.12.06 г. Но при этом было упущено драгоценное время, а экономическая ситуация успела измениться коренным образом.
Примеров деятельности транспортного ведомства, подобных этому, хватает. К сожалению, в вопросах взаимодействия с профсоюзами ситуация также далеко не идеальна. По мнению председателя Профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины Вадима Ткачева, диалог на уровне «поговорить» существует, но когда речь заходит о выполнении требований профсоюзов, ответ чаще всего - «от винта!». Поэтому, несмотря на достаточно спокойную атмосферу совещания, представители отраслевых объединений дали понять, что имеют много претензий к работе министерства.
Итак, как отметил министр, транспортный комплекс нуждается в спасении. При этом, по словам И.Винского, придется принимать непопулярные меры, «выбирать между плохим и очень плохим». Возможно, некоторую помощь отрасли окажут парламентарии, принявшие на прошлой неделе важнейшие изменения к Закону Украины «О концессии на строительство и эксплуатацию автодорог». И все же, как показало состоявшееся совещание, транспортным предприятиям, а особенно рядовым работникам отрасли следует готовиться к худшему...
|