|
|
|
Предстоящая ликвидация АО «АЗТМ» привела к конфликту между рабочими – миноритариями завода, с одной стороны, и руководством вместе с главным акционером – с другой. Хотя обе стороны заявляют, что их цель – сохранение предприятия.
19 января в Алматы состоялось собрание акционеров АО «Алматинский завод тяжелого машиностроения» (АЗТМ). Повесткой являлась ликвидация предприятия как акционерного общества – вместо него планировалось создать ТОО «ЗТМ-стан». Количество присутствующих акций составляло около 424 тыс., в том числе у основного акционера, от которого и исходила инициатива ликвидации (по неофициальным данным, завод контролирует Булат Назарбаев), – 398 тыс. Таким образом, исход собрания был практически предрешен – предложение об изменении юридической формы завода было одобрено.
Нас не попросят
Основными причинами реорганизации руководство называет ожидаемую продажу акций основным акционером, а также предстоящий перенос завода за границы города в промышленную зону «Арна» (близ Капшагая) и текущие выплаты пени (около 800 млн тенге) по старым долгам.
Причины продажи пакета у основного акционера выяснить не удалось.
По мнению генерального директора АЗТМ Жетписбая Едигенова, перенос производства и смена собственника никак не подорвет доверие заказчиков: «Мы не предвидим никаких проблем по этому вопросу. Имеющиеся заказы будет выполнять АО, все поступающие заказы возьмет на себя уже ТОО».
«Надо понимать, – объяснял г-н Едигенов, – что АЗТМ находится в центре крупного города, у него есть определенные проблемы с логистикой, что затрудняет его нормальную деятельность». По поводу пени генеральный директор заметил, что она накопилась за прошлые периоды.
Что касается превращения завода из АО в ТОО, то, как заявил председатель правления АЗТМ Владислав Быков, есть «свежие примеры успешной деятельности наших отечественных предприятий на международном рынке – Kazakhmys, ENRС. Это предприятия, которые работают как ТОО. Ведь не просто так они так действуют, значит, есть вполне определенная выгода. А мы держимся за старые долги, исправно их выплачиваем, когда можно начать производство с чистого листа».
Председатель ликвидационной комиссии Екатерина Пчелинцева полагает, что реорганизация предприятия не приведет к изменению его профиля: «Для перепрофилирования нет никаких предпосылок. Завод имеет квалифицированный персонал, репутацию ответственного поставщика продукции». Работы по ликвидации АО будут длиться, по ее словам, не менее полугода: «Первоочередной задачей в этот период является выплата компенсаций акционерам предприятия. Выкупная цена акции составит 100 тенге».
Надежда на государство
Г-н Едигенов считает, что необходима государственная поддержка предприятия: «Мы не говорим о безвозмездной помощи. Есть программа – «30 корпоративных лидеров». Так вот, если в нее вписать возведение комплекса АЗТМ в «Арне», то страна могла бы получить высокотехнологичное предприятие с наработанным за 65 лет брендом». Среди предприятий заказчиков АЗТМ присутствуют ММК, «Северсталь», Новолипецкий металлургический комбинат, предприятия Казахстана, Японии, Индии, Пакистана. Кроме того, по мнению г-на Едигенова, АЗТМ способен закрыть потребности многих казахстанских потребителей, закупающих сейчас запчасти и оборудование за рубежом. Он уверен, что потенциал завода таков, что его продукцией можно закрыть значительную часть импорта машиностроительной продукции: «Каждый месяц в страну завозится такой продукции на полмиллиарда долларов. При благоприятных условиях наш завод мог бы покрыть большую часть этого завоза».
Впрочем, отметим, что пока история взаимодействия предприятия с государством не дает уверенности в успешном участии АЗТМ в реализации указанной программы. Как признал г-на Едигенов, программы, к примеру, ранее существовавшего фонда «Казына» были рассчитаны для предприятий добывающих отраслей.
Рабочий вопрос
Планы главного акционера вызвали недовольство представителей трудового коллектива. Незадолго до собрания акционеров профком завода провел пресс-конференцию, участники которой потребовали национализации предприятия – по их мнению, это единственный способ сохранить производство. На собрании акционеров рабочие и работники профсоюза заявили, что земля и строения на площадке завода уже выкуплены частными инвесторами. Представители профкома задавались вопросом, не возможна ли такая ситуация, что эти инвесторы попросят освободить принадлежащие им территории до начала переноса завода на новую площадку. Но г-н Быков высказал уверенность, что этого не произойдет, так как с частниками существуют договоренности. То есть перенос завода пройдет в запланированном порядке: «Ликвидация предприятия – дело не одного дня. Могу заверить всех, и рабочих в том числе, что АЗТМ как АО будет продолжать свою деятельность еще год».
Также рабочие задавались вопросом, почему собрание по ликвидации было проведено в экстренном режиме. Ответ на него прозвучал в комментариях г-жи Пчелинцевой: «Основной акцент в политике правительства нынешнего года делается на занятость населения. Наши попытки по донесению смысла ликвидации АО до персонала были восприняты неадекватно, то есть рабочие посчитали, что закрывается АЗТМ как собственно машиностроительный завод. Это вызвало большой резонанс у общественности, что, безусловно, было замечено на самом высоком уровне. Проблемы существуют, и их надо незамедлительно решать».
Как сказал один из инженеров завода, о переносе и модернизации завода говорится уже несколько лет, но произошедшие события позволяют предположить, что «руководство получило некоторые признаки внимания со стороны государства, пока неофициальные», но позволяющие приступить к сложному и болезненному процессу переезда и одновременной замены оборудования.
Для повышения доверия работников им предлагается сначала написать заявление о приеме на работу, и лишь при его подписании руководством ТОО «ЗТМ-стан» подать заявление об увольнении с АО «АЗТМ». Наиболее существенной частью предстоящей реорганизации генеральный директор считает сохранение рабочих мест, и, что не менее важно, бренда «АЗТМ».
Г-н Едигенов резюмировал, что поводов для возмущений и паники со стороны сотрудников завода нет. По его словам, у предприятия нет никаких долгов перед работниками. Он считает, что они не возникнут и в дальнейшем. При этом он добавил: «Наоборот, предприятию задолжали заказчики. Например, ММК (Магнитогорский металлургический комбинат) уже полгода тянет с оплатой. И этот случай не единичный». Правда, о величине долга заказчиков г-н Едигенов не сообщил, ссылаясь на коммерческую тайну.
|