|
|
|
За январь количество официально зарегистрированных безработных в Беларуси увеличилось почти на 3 тысячи. По состоянию на 1 февраля, как сообщили в Министерстве труда и социальной защиты, в центрах занятости на учете состояло 40,6 тысячи человек. То есть, официальный уровень безработицы, несмотря на осложнение ситуации на рынке труда и поступающей информации о сокращениях на предприятиях, по-прежнему остается рекордно низким - в пределах 0,8-1,1%.
Что не было кризиса, что он есть, Беларусь по мизерному числу официальных безработных все равно удерживает лидерские позиции. Но, как предполагают отдельные эксперты, властям придется-таки пересмотреть никуда не годную систему учета безработных.
«Если власти думают, что безработица ниже 1% на кого-то производит положительное впечатление, то зря. У нас учет безработных ни в какие ворота не лезет. Его придется пересматривать. Нормальный институт безработицы на сегодня с нормальным пособием, возможно, куда лучше, чем это популистское удержание уровня безработицы на аномально низком уровне. Не исключено, что это одно из требований, которые могут в жесткой форме появиться в ближайшее время», - заявил экономист Александр Потупа.
По его словам, «лучше дать безработным хорошее пособие, чем переводить энергию, сырье на бесполезное производство. Это будет болезненный процесс, но деваться некуда. МВФ - не благотворительная организация. За каждый транш придется рассчитываться реальными мерами».
С необходимостью пересмотреть политику государства в сфере безработицы согласен и председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин: «Неизвестно точное число граждан, работающих за пределами Беларуси. По нашей информации, уже возвратилось около 100 тысяч человек. Но рабочих мест им не хватает».
А.Калинин подчеркнул, что низкий процент официальной безработицы объясняется нежеланием граждан обращаться в центры занятости, становиться на учет, потому что в этом нет смысла.
«Очень низкий размер пособия. В то же время формируется нелегальный рынок труда: строительные бригады, например, выполняющие отделочные работы на коттеджах. Они работают в серой экономике и вообще никому ничего не платят. Поэтому говорить о сегодняшнем масштабе реальной безработицы очень сложно в силу того, что реальная статистика отсутствует, а официальная не отражает реальное состояние рынка труда».
По данным Минтруда и соцзащиты, по состоянию на 1 января пособие по безработице выплачивалось более 17 тысячам безработным. При этом средний размер пособия составил 45,4 тысячи рублей. Если добавить сюда требование выполнять общественные работы, то понятно, почему многие не хотят связываться с центрами занятости. Лучше попробовать поискать работу через кадровые агентства.
Как считает А.Калинин, «давно нужно провести нормальное исследование трудового баланса. Сколько граждан у нас есть, сколько занято, и где делись остальные. Ведь из трудового баланса выпадает около 1 млн. человек. Где эти люди?».
Что касается пособия по безработице, то, по мнению А.Калинина, его размер должен составлять, как минимум, половину от средней зарплаты в отрасли, или, в среднем, около 500 тысяч рублей. «При этом не надо стимулировать бездельников. Есть люди, которые просто не работают, все пропивают. Сколько не дай, они все равно не будут работать. Поэтому должна быть научная проработка этой проблемы. К тому же, увеличение пособия - это большая нагрузка на бюджет. Где взять столько денег? Но никто и не говорит, что это простой вопрос».
Кстати, в Минтруда кое-какие изменения в законодательство уже затеяли. Еще в начале января заместитель министра Петр Грушник заявил, что пособие по безработице планируется отвязать от базовой величины и привязать к бюджету прожиточного минимума. По его словам, планируемая мера «будет грамотной и разумной. Мы считаем, что сейчас маленькое пособие по безработице, и надо искать решение этой проблемы». По информации П.Грушника, возможность начисления пособия по безработице исходя из бюджета прожиточного минимума будет обсуждаться с Министерством экономики.
«Если бы было достойное пособие, проблема с увольнениями решалась бы легче», - считает заместитель председателя Республиканского комитета Белорусского профсоюза работников промышленности Леонид Хованский. По его словам, пособие, которое позволило бы безработным легче пережить свое увольнение и при этом не чувствовать себя на грани бедности, колеблется где-то в пределах 350 долларов.
Впрочем, по мнению экономиста исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Александра Чубрика, «если человек безработный, то это не значит, что он попадает под категорию малообеспеченный. Да, безработица увеличивает риск оказаться в числе бедных. Значительная доля безработных находится за чертой бедности. Но это бывает не всегда».
Тем не менее, президент Беларуси Александр Лукашенко пообещал не допустить массовых увольнений. И, соответственно, резкого роста числа безработных. Многим предприятиям приходится мириться с указанием сверху и находить иные пути минимизации издержек.
Насильно требовать от руководства предприятий сохранить рабочие места А.Чубрик считает вообще нонсенсом: «Предприятия сами должны решать, увольнять кого-то или нет».
А чтобы у руководителей не было дилеммы: работать на склад, но при этом сохранить рабочие места, или сократить рабочую неделю, уволить часть персонала, урезать оставшимся зарплату, но при этом минимизировать производственные издержки, по мнению А.Чубрика, пора отказаться от планов: «И мы рано или поздно откажемся от планов. Другого выхода нет».
Но пока этого нет. Зато даже «правильная» статистика фиксирует рост числа официальных безработных. По оценкам экспертов, в связи с экономическим кризисом неофициальный рост безработицы в Беларуси может достигнуть 12-15%.
|