|
|
|
Акции протеста против пенсионной реформы во Франции набирают силу: по данным Французской демократической конфедерации труда (CFDT), во вторник на улицы страны вышли 3,5 миллиона человек – на полмиллиона больше, чем в ходе предыдущих акций.
Власти традиционно называют значительно более скромные цифры – 1,23 миллиона, однако они также признают, что нынешняя акция стала более массовой (997 тысяч 23 сентября).
С начала сентября это уже четвертая акция протеста. В каждой из трех предыдущих, по оценкам властей и профсоюзов, приняли участие от 899 тысяч до трех миллионов человек.
Одним днем забастовка не ограничится – профсоюзы ряда транспортных сетей (в том числе Парижа), также как и железнодорожники, уже приняли решение продолжить забастовку в среду.
МОЛОДЕЖЬ НА УЛИЦАХ
Отличительной особенностью новой акции стало активное участие в ней молодежи: по мнению наблюдателей, именно лицеисты и студенты обеспечили рост числа манифестантов. В большинстве городов в колоннах демонстрантов мелькали молодые люди в возрасте от 15 лет, которые настойчиво и шумно требовали обеспечить им достойные пенсии. Одни не хотят выходить на пенсию на два года позже и жить хуже своих родителей, другие опасаются, что повышение пенсионного возраста спровоцирует рост безработицы, и молодежи будет сложнее устроиться на хорошую работу.
По данным министерства образования, во вторник утром акции протеста помешали работе более 350 лицеев по всей стране, 90 из них вовсе прекратили работу. Лицеисты сами нагромоздили строительные заграждения перед входами в учебные заведения. В Монпелье учащиеся мусорными баками перекрыли улицу, а в Тулузе недовольные студенты вышли на демонстрацию, скандируя: “Сарко, тебе конец, молодежь на улицах!”.
Самой многочисленной в очередной раз стала манифестация в Париже: по подсчетам профсоюзов, в ней приняли участие 330 тысяч человек – на 30 тысяч больше, чем 23 сентября. В свою очередь власти традиционно называют значительно более скромные цифры: 89 тысяч (65 тысяч 23 сентября).
От вокзала Монпарнас демонстранты двумя колоннами двинулись в направлении набережной, пересекли Сену, и завершили шествие на площади Бастилии. Колонны настолько растянулись, что спустя два часа после начала акции, когда многие уже завершали шествие, значительная часть манифестантов, все еще, топталась на площади у вокзала.
На улицы Тулузы, по оценке профсоюзов, вышли 145 тысяч человек (30 тысяч по оценке полиции). В Марселе власть и профсоюзы насчитали от 24,5 до 230 тысяч манифестантов, в Нанте – от39 до 95 тысяч, в Лионе – от 18,5 до 45 тысяч, в Ренне – от 22 до 60 тысяч, в Гренобле – от 14 до 72 тысяч.
“БАСТУЮТ ВСЕ!”
В большинстве французских городов общественный транспорт подвергся ощутимому влиянию забастовки. В Марселе движение поездов метро, трамваев и автобусов осуществляется только на 50%, похожая ситуация в Монпелье. В Ницце и Тулоне на многих автобусных маршрутах движение полностью прекращено. В Гренобле на линии не вышли треть трамваев и автобусов, в Дижоне – 60%. В Клермон-Ферране трамваи не вышли на линии вообще, движение автобусов крайне затруднено из-за того, что автобусные парки оказались заблокированы. По той же причине парализовано движение автобусов в Тулузе.
Между тем, ситуация на общественном транспорте в столице пока лучше, чем предполагалось. Серьезные затруднения возникли только на линии RER B, которая связывает Париж с двумя крупнейшими аэропортами – Руасси и Орли. Движение на линии B практически парализовано, трафик обеспечивается только на 20%.
На линии RER A, одной из самой загруженной в парижском регионе, предполагалось сокращение на 50% поездов, однако по факту движение обеспечивается на 80%. На девяти линиях метрополитена движение нормальное, на трех циркулируют три поезда из четырех, еще на двух – каждый второй поезд. Движение автобусов и трамваев в Париже осуществляется в практически нормальном режиме.
По данным Национальной компании французских железных дорог (SNCF), количество высокоскоростных поездов TGV внутри страны сокращено на 66-80% в зависимости от региона, на 30% – в направлении Германии, на 20% – в направлении Бельгии, Голландии и Швейцарии. Лишь на 40% будет обеспечено движение региональных экспрессов (TER) и пригородных поездов.
Акция протеста осложнила и авиасообщение во Франции. Из-за забастовки авиадиспетчеров и другого персонала руководство Главного управления гражданской авиации (DGAC) обратилось к авиакомпаниям с просьбой на 50% сократить количество рейсов из аэропорта Орли и на 30% – из аэропортов Руасси и Бовэ.
В результате из аэропорта Ниццы были отменены более 70 рейсов. Кроме того, коло трети рейсов отменены в Марселе, Тулузе и Бордо, в Лионе – 21%.
Забастовка затронула и другую стратегическую отрасль: нефтепереработку. Остановлены три завода энергетической компании Totаl в департаментах Сена и Марна, Атлантическая Луара и Буш-дю-Рон, бастуют сотрудники еще трех нефтеперерабатывающих предприятий компании.
Всего Total насчитывает во Франции 12 НПЗ и, по данным администрации, все они в той или иной степени затронуты протестами, однако это пока не сказались на поставках горючего. По оценке СМИ, на заправочных станциях нехватка топлива может наступить лишь через неделю, если забастовка не прекратится.
По данным профсоюзов, забастовка отразится и на электроэнергетике. На работу не вышли сотрудники энергетической компании EDF, которая уже сократила выработку электроэнергии на 8,5 тысяч мегаватт. Производство по всей стране снизилось до 54 тысяч мегаватт.
Акции протеста не минуют даже знаменитую Эйфелеву башню: сотрудники компании, эксплуатирующей самый посещаемый в мире монумент, присоединились к забастовке, в результате чего доступ туристов на башню закрыт до утра среды. До обеда Эйфелева башня еще была открыта для публики, однако около 12.00 (14.00 мск) началась эвакуация посетителей, чтобы работники получили возможность примкнуть к толпе манифестантов.
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА
Французы выходят на пенсию в 60 лет, если они в течение 40,5 года платили пенсионные отчисления, и в 65 лет, если платили отчисления меньше этого срока. Правительство планирует повысить эту планку до 62 и 67 лет соответственно. Кроме того, необходимый срок выплаты отчислений к 2018 году составит 42 года.
Согласно законопроекту, повышение пенсионного возраста пройдет постепенно, начиная с 1 июля 2011 года. Те, кто родился в 1951 году, уйдут на пенсию на четыре месяца позже 60 лет, и далее каждый год пенсионный возраст будет увеличиваться еще на четыре месяца.
Недовольство реформой усиливает тот факт, что ее подготовка поручена министру труда Эрику Верту, против которого СМИ не перестают публиковать компромат. Его имя, в частности, замешано в громком деле о возможном выводе за границу капиталов владелицы l’Oreal Лилиан Бетанкур.
Президент страны Николя Саркози твердо намерен провести реформу, чтобы сохранить систему выплаты пенсий, которые ежегодно увеличивают государственную задолженность. Дефицит государственных расходов Франции в 2010 году может достичь 8% от ВВП и превысить 150 миллиардов евро.
|