|
|
|
Слегка оправившись от революционного угара, тысячи и тысячи египтян, едва вкусив свободы, поняли все ее преимущества и начали активно пользоваться ими на практике.
Многотысячные демонстрации и беспорядки, охватившие Египет, теперь, после ухода Хосни Мубарака, сменились не менее крупными забастовками по всей стране.
В стачках, игнорируя недвусмысленные призывы армии о недопустимости их продолжения из-за прямой «угрозы безопасности государства», участвуют практически все отрасли - транспорт, банки, легкая промышленность, топливный сектор, кинематографы, к ним подключились журналисты, артисты, крестьяне.
Проверяя свободу на прочность, десятки тысяч человек в Каире, Александрии, на Суэцком канале, в дельте Нила отказываются выходить на работу до полного выполнения их требований - повышения зарплат и улучшения условий жизни.
Между тем многие говорят о том, что забастовки нацелены, в первую очередь, на смещение «погрязших в коррупции управленцев Мубарака».
Армия, дав понять, что не будет мириться с добровольной безработицей, сегодня посредством sms-сообщений вновь призвала граждан прекратить безделье, которое «губит и без того подорванную экономику». Однако профсоюзы пока полностью игнорируют эти призывы.
С 1957 года Федерация профсоюзов Египта была поставлена под полный контроль государства. За истекшие 54 года официально были разрешены лишь две забастовки рабочих. В 22 из 24 трудовых объединений «у руля» находились члены формально правящей в стране Национально-демократической партии.
Теперь же профсоюзные активисты намерены добиваться создания независимых и свободных профсоюзов.
По меньшей мере, до воскресенья не работают банки. Не функционирующая 20 дней биржа, открытие которой откладывается уже не первый раз, вряд ли теперь начнет торги в ближайшее воскресенье.
Из-за простоя банковских структур многие, не собиравшиеся присоединяться к забастовщикам сектора, вынуждены сворачивать свою профессиональную деятельность или сокращать производство.
Некоторые бизнесмены и руководители предприятий считают, что армия должна сменить «милость на гнев» и вернуть людей к работе, поскольку сотрудников ряда компаний нельзя назвать обделенными. Они просто не хотят упустить подаренную революцией возможность, дабы добиться для себя еще больших благ.
Наиболее крупная стачка уже несколько дней проходит в городе ткачей Эль-Махалла эль-Кубра в провинции Гарбия в 80 км к северо-западу от Каира. Этот индустриальный городок еще в апреле 2008 года во время муниципальных выборов стал местом массовых забастовок и антиправительственных выступлений, которые привели к ожесточенным столкновениям с полицией. Тогда погибли четыре и пострадали десятки человек.
Именно после тех событий и зародилось молодежное движение «6 апреля», составившее костяк нынешних выступлений оппозиции.
Бастует и национальный авиаперевозчик Egypt Air. В авиакомпании, несколько десятков ее сотрудников собрались в среду, 16 февраля, у главного офиса с требованием отставки ряда топ-менеджеров.
Ранее стачку устроили и наземные службы Каирского международного аэропорта - техперсонал и таможенники, настаивающие на повышении зарплат, из-за чего были задержаны или отменены десятки рейсов.
После того, как их требования были частично удовлетворены, аэропорт, хотя и с задержками, все же начал работу в почти обычном режиме. В настоящее время компания осуществляет около 40 рейсов ежедневно вместо порядка обычных 120, которые выполнялись до начала антиправительственных выступлений.
Ежедневно прямые потери от забастовок обходятся государству в 300 млн долларов США, косвенные - значительно больше. И это вдобавок к уже безнадежно потерянным за время народного восстания 6,3 млрд долларов.
Между тем накануне прошло первое рабочее заседание созданной Высшим советом ВС Египта комиссии по внесению поправок в конституцию. По его итогам было заявлено, что все изменения в Основной закон страны будут готовы в установленные десять дней и затем вынесены на референдум.
Несмотря на определенный прогресс в контактах временных властей с оппозицией, в последние пару дней с разных сторон все чаще звучит недовольство как комиссией, так и предметом ее работы.
Некоторые считают, что в нее вошли люди, отстаивающие определенные идеологические задачи. Другие требуют новой конституции, считая старый Основной закон «пережитком прошлого».
|