АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Миграция населения и трудовых ресурсов является сегодня объективным процессом во всем мире. Проблемы связанные с трудовой миграцией в России крайне остры и актуальны. В разделе размещены материалы посвящённые трудовой миграции, ее регулированию, а также комментарии государственных и общественных деятелей.

подробнее

Молодежные новости

Испания: Массовые акции протеста прошли по всей стране в знак несогласия с реформой образования. Как сообщили испанские СМИ, в самой масштабной демонстрации в Мадриде приняли участие 20 000 студентов.

подробнее

Гендерные новости

Германия: Правительство страны одобрило и отправило на рассмотрение в бундестаг законопроект, целью которого является выравнивание мужских и женских зарплат.

подробнее

Мировые профсоюзные новости
15.03 | 09:07

РЕФЕРЕНДУМ НА АВТОЗАВОДЕ ФИАТ-МИРАФЬОРИ, ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО СОБЫТИЕ ДЛЯ ПРОФСОЮЗОВ?


15 января наш портал поместил сообщение о референдуме на автозаводе ФИАТ Мирафьори (Турин), в результате которого 54% работников предприятия, принявших участие в референдуме, одобрили текст заводского коллективного договора, подготовленный руководителями четырех профсоюзов металлистов и менеджерами концерна. Это событие вызвало широкий резонанс не только в мире труда Италии, но и в обществе, до и после референдума  профсоюзные лидеры и политики, социологи и экономисты в интервью и статьях, опубликованных в печатных и электронных СМИ,  затронули ряд острых актуальных проблем современного европейского и международного профсоюзного движения. Наш портал публикует краткий обзор этих материалов, который составил к.и.н. Е.И.Новоселов.

Для того, чтобы российскому читателю стало понятно, как и почему одобрение работниками автозавода ФИАТ Мирафьори колдоговора стало важным событием общественной жизни Италии, надо прежде всего принять во внимание ту роль, которую играют в мире труда   авторы документа, о котором идет речь, а именно концерн ФИАТ и профсоюзы металлистов.

Итальянский автозавод в Турине (Fabbrica Italiana Automobili Torino), так называлось акционерное общество, учрежденное в 1899 году, а в 20-е годы прошлого века АО ФИАТ (итальянцам нравятся звучные аббревиатуры) стало одной из  ведущих европейских автомобилестроительных компаний.

После 2-й мировой войны ФИАТ построил несколько заводов в южных областях Италии, что способствовало их экономическому развитию, одновременно осуществлялась диверсификация выпускаемой продукции: наряду с легковыми машинами и грузовиками фиатовские заводы стали производит автобусы, оборудование для строительной индустрии, сельскохозяйственные машины.

В 70-е годы на заводах ФИАТа в Италии было занято более 100 тысяч человек, компания стала крупнейшим предприятием и работодателем частного сектора экономики. На рубеже 60-70-х годов завод ФИАТ Мирафьори, а также ряд других заводов компании оказались в эпицентре острейшего  трудового конфликта между профсоюзами металлистов и менеджментом (в то время итальянские СМИ, как и советская пресса много писали об «обострении классовой борьбы в Италии», и это соответствовало действительности).

Переходу от «культуры конфликтности», как охарактеризовал трудовые отношения тех лет известный социолог, вышедший из рабочих, Арис Аккорнеро, к «культуре социального диалога» начался в Италии в 70-е годы по инициативе самых дальновидных профсоюзных руководителей и предпринимателей, среди которых первым следует назвать президента ФИАТа с 1966 года - Джованни Аньелли, который в 1974-1976 гг. возглавлял также крупнейшую организацию итальянских предпринимателей - Конфиндустрию. Он стал проводить в области трудовых отношений политику диалога с профсоюзами на заводах руководимой им компании и активно популяризировать эту политику через СМИ, в чем немало преуспел, будучи по характеру человеком коммуникабельным и к тому же красноречивым, как и подобает адвокату по профессии.

Вот как он изложил своё отношение к профсоюзам в беседе с журналистом Арриго Леви:  «Профсоюз должен быть сильным и представительным, такой профсоюз не просто полезен, он необходим. Его главная функция - выражать коллективные запросы трудящихся и решать их проблемы, возникающие на рабочих местах. Профсоюз необходим и предпринимателю, ведь обеспечить конкурентоспособность - это общее дело предпринимателей и работающих по найму…».
 
В качестве оппонента менеджменту ФИАТа (в 70-е годы), а впоследствии, вплоть до 2010 г., в качестве социального партнера выступали три профсоюза металлистов, входящие во Всеобщую итальянскую конфедерацию труда (ВИКТ), Итальянскую конфедерацию профсоюзов трудящихся (ИКПТ) и Итальянский союз труда (ИСТ).

В Италии, как и в других странах Европы, где сохраняется профсоюзный плюрализм, профсоюзы по всем важным проблемам мира труда действуют согласованно, выдвигая общие требования. Так было до прошлого года и на заводах концерна ФИАТ.

В апреле 2010 г. концерн ФИАТ проинформировал общественность о состоянии дел и своих планах на будущее. На 188 предприятиях концерна работают 190 000 человек, в том числе 42,3% составляют работники 64 предприятий, расположенных в Италии, 57,7% приходятся на работников предприятий, находящихся за пределами Италии: в Европе, в США и Канаде, в Южной Америке, и в странах Азии.

Таким образом, ФИАТ является  транснациональной компанией, однако топ-менеджеры итальянцы не отказываются от своих  исторических национальных корней. Выступая на организованном пиарщиками ФИАТа  Дне инвестора, главный управляющий Серджо Маркьоне объявил, в частности, о намерении менеджмента увеличить количество выпускаемых в Италии машин с 600 тыс. до 1 млн. 400 тыс. за счет радикальной модернизации заводов Мирафьори и Помильяно (близ Неаполя), на эти цели ФИАТ намеревается инвестировать 26 млрд. евро при условии, что получит гарантии относительно гибкости рабочей силы.

Вскоре после этого выступления  во время встречи с руководителями профсоюзов металлистов С.Маркьоне пояснил, что имеет в виду использование оборудования на заводах Помильяно  и Мирафьори 24 часа в сутки 6 дней в неделю, иными словами работу в три смены, увеличение обязательных сверхурочных часов до 120 в год и некоторые другие нововведения, означающих интенсификацию труда. Введение такого режима работы означает заключение сторонами заводского   колдоговора, отличающегося от действующего национального соглашения между ассоциацией работодателей металлообрабатывающей промышленности и профсоюзами металлистов.

Топ-менеджер ФИАТа дал понять, что если требуемой гибкости рабочей силы в Италии профсоюзы ему не гарантируют, новые заводы придется строить в другой стране, благо инвесторам в век глобализации открыты все пути, и власти им везде рады.

По этому вопросу профсоюзы металлистов заняли разные позиции. Руководители профсоюза металлистов ВИКТ расценили линию С.Маркьоне как ущемление прав трудящихся и шантаж, поэтому они прекратили переговоры с менеждментом ФИАТа . Металлисты, входящие в ИКПТ и ИСТ, сочли, что запланированные ФИАТом инновации решают  главную задачу - обеспечивают сохранение рабочих мест и прекращение деиндустриализации Италии, поэтому профсоюзы, со своей стороны, обязаны обеспечить гибкость рабочей силы, необходимую предприятию для того, чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию. 

Аналогично оценили ситуацию руководители профсоюза металлистов, входящего во Всеобщий союз труда (ВСТ), а также автономного профсоюза работников компании ФИАТ. В результате совместной работы руководителей этих профсоюзов и фиатовских менеджеров и был составлен колдоговор, который в конце декабря прошлого года одобрили трудящиеся завода ФИАТ Помильяно, а в январе - завода Мирафьори. Таков был ход событий до референдума.

Что же касается комментариев и оценок, их авторы разделились на тех, кто на первый план поставил принципы, защиту неотъемлемых прав трудящихся, и тех, кто решил, что главная задача профсоюзов - сохранить рабочие места и увеличить их количество, а ради этого кое-чем можно и поступиться. Как было сказано выше, руководители профсоюза металлистов ВИКТ вообще прервали переговоры с менеджментом ФИАТа, их поддержал ряд левых политиков  и журналистов. Больше сторонников оказалось у металлистов-реформистов, позицию которых наиболее убедительно сформулировал генеральный секретарь ИКПТ Рафаэле Бонанни: «Права трудящихся профсоюз, конечно, обязан защищать, но там, где нет заводов, чьи права будет он защищать?»  Известный специалист в области трудовых отношений Пьер Карнити (бывший генеральный секретарь ИКПТ), социолог Массимо Машини, редактор ежедневного интернет-издания «Диарио ди лаворо» («Дневник трудовых отношений»)  и ряд других экспертов левой ориентации с сожалением констатировали, что в условиях глобализации экономики инвестор-работодатель свободен в своих действиях, может переносить производство из одной страны в другую, строить новые предприятия там, где ему выгоднее, профсоюзы же пока вынуждены «действовать локально», то есть по сравнению с работодателем их позиции заведомо слабее. Итальянские профсоюзные руководители и сотрудничающие с ними ученые-обществоведы ещё раз  отметили в связи с референдумом на заводе ФИАТ Мирафьори необходимость расширить полномочия Европейской конфедерации профсоюзов и отраслевых европейских профобъединений как будущих партнеров транснациональных корпораций в области трудовых отношений.

Следует отметить, что итальянские профсоюзы смогли отчасти  компенсировать слабость своей позиции в переговорах с ФИАТом благодаря очень активной работе в информационном и медийном пространстве: итальянские печатные и электронные СМИ регулярно информировали читающую публику о действиях профсоюзов и поместили много интервью по этой тематике, С.Маркьоне все время был в поле зрения журналистов, кроме того с ним встречались министры, его приглашали выступить в парламенте.

Разумеется, на него никто не оказывал давления, но определенное воздействие такого пристального внимания со стороны СМИ и представителей политического класса он не мог не ощутить. Всё это внимание, проявленное к заводскому колодоговору, затрагивающему насущные интересы 5400 работников Мирафьори, было, в общем-то, следствием того влияния в обществе, которым  пользуются в Италии профсоюзы   (по этому показателю ситуация там сильно отличается от имеющей место в России).

Итак, референдум на автозаводе Мирафьори вызвал в Италии весьма содержательную дискуссию, в ходе которой профсоюзные руководители и ученые-гуманитарии четко сформулировали главную проблему мира труда: глобализация мировой экономики ослабляет позиции профсоюзов развитых стран Европы в области трудовых отношений, этому процессу профсоюзы должны противодействовать. Адекватные формы этого противодействия пока не найдены.

|
Автор: Новосёлов Евгений Иванович

|
Источник: Профсоюзы Сегодня
к началу новости мировые новости версия для печати
добавить новость политика и профсоюзы архив

материалы по теме

Рабочие автопрома в Италии протестуют против новых условий труда
Новый трудовой договор Fiat со своими рабочими может иметь далеко идущие последствия
Fiat через референдум решает судьбу своего крупнейшего завода
Работники концерна “ФИАТ” на референдуме решат судьбу своего завода в Турине
Мировые профсоюзные новости
15.03 | 13:10 США: В Сакраменто студенты вышли на улицы с протестом в связи с тем, что новый губернатор Калифорнии Джерри Браун планирует уменьшить финансовую поддержку образования.
15.03 | 10:11 Италия: Юристы готовятся начать забастовку в знак протеста против нового закона, требующего обязательное проведение судебной медиации в коммерческих процессах.
15.03 | 09:35 Португалия: Работники столичного метрополитена сегодня возобновляют серию забастовок, начатую в феврале. Поводом для возобновления забастовки стало недовольство сокращением заработной платы и повышением налогов.
15.03 | 09:26 Гондурас: Работники телекоммуникационной компании заняли все её помещения в столице страны и в Сан-Педро-Сула, в знак протеста против увольнений и нарушений коллективных договоров.
15.03 | 09:14 Израиль: Представители министерства финансов и работников социального обеспечения, как никогда, близки к новому соглашению. Если это произойдет, забастовка социальных работников завершится уже сегодня.
15.03 | 09:07 Италия: Авторская статья Е.И. Новосёлова посвящённая обзору мнений и поднятых вопросов вокруг прошедшего в начале этого года референдума на автозаводе ФИАТ Мирафьори.
14.03 | 21:49 Израиль: Председатель Гистадрута Офер Эйни взял в свои руки переговоры социальных работников с министерством финансов. Сегодня вечером состоится встреча представителей сторон, чтобы попытаться прекратить забастовку...
14.03 | 20:35 Португалия: Во вторник 15 марта в связи с забастовкой сотрудников лиссабонского метрополитена его работа будет полностью прервана.
14.03 | 13:28 Литва: В субботу 19 марта Литовская федерация труда, Конфедерация профсоюзов Литвы, профсоюз "Солидарность" и Литовский союз журналистов проведут в Вильнюсе шествие и митинг.
14.03 | 09:43 Эстония: Доверенное лицо машинистов локомотивов Арбо Парве обвиняет руководство предприятия Edelaraudtee в том, что оно оказывает на работников давление, из-за чего люди испытывают смертельную усталость.
14.03 | 09:34 Саудовская Аравия: Профсоюз стюардесс Cathay Pacific призвал авиакомпанию прекратить ночной отдых экипажей в Эр-Рияде из-за опасений за безопасность женского персонала, после неприятных инцидентов.
наверх мировые новости лента новостей архив
Профсоюзы сегодня

30 января около здания Министерства образования и науки РФ на Тверской улице в Москве состоялась акция педагогов и активистов профсоюзов «Учитель» и «Университетская солидарность».

подробнее

Российские новости

14 февраля в Находке стартовала Неделя действий против удобных флагов. В первый день инспекторы ДВРО РПСМ посетили с проверкой четыре судна. Результаты оказались неоднозначными.

подробнее

СОЛИДАРНОСТЬ

Бангладеш:Глобальный союз IndustriALL и Глобальный союз UNI совместно запустили онлайн кампанию, призывающую правительство страны немедленно и безоговорочно освободить профсоюзных лидеров швейной промышленности.

подробнее

Социальное партнерство

Италия: Глобальный союз IndustriALL и энергетический гигант Eni продлили глобальное рамочное соглашение, договорившись о расширении прав 33000 работников, напрямую нанятых компанией в 65 странах мира.

подробнее

День в истории

День в истории

подробнее

Архивы:

Cчетчики: