|
|
|
Профсоюз воспитателей и научных работников (Gewerkschaft Erziehung und Wissenschaft, GEW) призвал к забастовке берлинских учителей, не сумев договориться с сенатским ведомством по образованию о сокращении часов работы пожилых преподавателей. Педагоги в возрасте от 55 лет желают преподавать меньше на час в неделю, от 60 лет – на два. В «старые добрые времена» немецкие учителя, достигшие 50-летнего возраста, трудились на час меньше, 55-летнего – на два, после 58 лет учительская работа сокращалась на три часа в неделю.
Столичный сенатор по вопросам образования Юрген Цёльнер (Jrgen Zllner) отклонил нынешние, пусть и более скромные требования профсоюза, ссылаясь на дыры в бюджете, и пообещал заменить сокращение часов отгулами. С августа 2003 года берлинские учителя получают по пять дней отгулов за каждый отработанный год. Эти свободные дни накапливаются и перед выходом на пенсию превращаются в дополнительный отпуск: воспользовавшись им, можно уйти на отдых пораньше. Ведомство Цёльнера будет искать возможности более гибкого перераспределения этих отгулов, чтобы позволить преподавателям не только раньше выходить на пенсию, но и получать больше свободного времени в течение учебного года. Но такой вариант не устраивает профсоюз: эти отгулы – «награда» за уже отработанное время, а не его сокращение. Председатель земельного отделения GEW Роза-Мари Зегельке (Rose-Marie Seggelke) подчёркивает, что Берлин остаётся единственной федеральной землёй, которая пока не нашла способа облегчить условия труда пожилых учителей. Из-за этого, с точки зрения профсоюзного лидера, растёт количество как больничных, так и учителей, которые «сгорают» на службе и вследствие непосильных нагрузок теряют возможность работать по профессии. С тех пор как сенатор Цёльнер поднял зарплаты молодым преподавателям, чтобы приостановить их отток в другие земли, пожилые учителя, отчаявшись дождаться повышения доходов, бьются хотя бы за сокращение часов работы.
В Берлине сегодня трудятся около 22 тысяч учителей – госслужащих и обычных наёмных работников. Две тысячи из них 5 апреля намерены закончить уроки без пяти двенадцать и выйти на демонстрацию. Колонна протестующих пойдёт по Friedrichstrae, чтобы к 13.00 выйти на Alexanderplatz. Ведомство по образованию считает участие в ней учителей, состоящих на госслужбе, незаконным и грозит дисциплинарными взысканиями. Профсоюз ободряет своих членов, ссылаясь на дюссельдорфский прецедент: тамошний административный суд снял с примкнувшей к забастовке чиновницы наложенный государственным работодателем штраф в 1500 евро. На наёмных работников обязательства коллективного договора об отказе от забастовок вовсе не распространяются. Сенат в свою очередь указывает, что дело дюссельдорфской чиновницы к Берлину отношения не имеет, и обещает наказать педагогов-госслужащих. Для берлинских учащихся забастовка преподавателей означает либо отмену уроков, либо необходимость бесцельно отсидеть положенные учебные часы в классе под присмотром людей, не имеющих отношения к преподаванию и, скорее всего, неподготовленных к педагогической работе. С полудня 5 апреля учить детей перестанут во всех школах, кроме начальных. Автор: Соболев Павел
|