Генеральному директору МОТ
Хуану Сомавия
Генеральному секретарю
Международной конфедерации профсоюзов
Шэрон Барроу
О содействии соблюдению прав профсоюзов и становлению эффективного социального диалога в Мангистауской области Республики Казахстан
На протяжении более трех месяцев длится конфликт на нефтедобывающих предприятиях Мангистауской области Республики Казахстан. Это одно из самых длительных и резонансных противостояний работников и работодателей не только в регионе, но и в стране в целом. Конфликт разрастается, втягивая новых и новых участников, первоначально не вовлеченных в него, и фактически выходит за рамки трудового спора.
Результатом стало увольнение большого количества работников, арест, осуждение и тюремное заключение профсоюзных лидеров.
Сам конфликт начинался в строгом соответствии с трудовым законодательством, но удержаться в его рамках стороны не смогли. Камнем преткновения стал трудовой арбитраж; затем возник внутрипрофсоюзный конфликт; после чего началась эскалация противостояния.
Наше профобъединение было приглашено профсоюзом работников компании «Каражабасмунай» для участия в трудовом арбитраже, который, к сожалению, так и не состоялся. С тех пор мы внимательно следили за ситуацией, и когда она начала, по нашему мнению, принимать опасные черты, мы предложили всем сторонам для выхода из конфронтационной ситуации использовать площадку социального партнерства (письмо трем сторонам от 03.06.2011 г.), в частности «Областную трехстороннюю комиссию по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений». Но ответа ни от одной из сторон на это предложение не последовало. Более того, одним из руководителей АО «Каражанбасмунай» в отношении бывшего юриста профсоюза работников «Каражанбасмунай» Натальи Соколовой были выдвинуты обвинения в уголовных преступлениях, в частности по п. 3 ст. 164 Уголовного Кодекса «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды». Последовали массовые увольнения вовлеченных в конфликт работников.
В настоящее время на большинство мест уволенных участников протестов приняты новые работники, на предприятии создается новый профсоюз. Но это не ведет к решению проблем и снятию напряженности. Напротив, она нарастает. Все более активное участие в конфликте начинают принимать различные общественные, политические и правозащитные организации; ими предлагается создание республиканской комиссии с широким участием различных заинтересованных лиц.
На наш взгляд, это вызов системе трипартизма не только в Казахстане, но и в целом как к институту социального партнерства. В Казахстане существует трехуровневая система трехстороннего социального партнерства; это региональный уровень, отраслевой и республиканский. Вызывает недоумение, почему вся эта мощная система не была задействована для разрешения конфликта?
Например, так как первоначально основой конфликта было применение повышающего отраслевого и регионального коэффициентов, устанавливаемых отраслевым трехсторонним соглашением, то совершенно непонятно почему трехсторонние органы в экстренном порядке не обсудили и не дали как минимум разъяснение по поводу их установления и применения?
Почему областная трехсторонняя комиссия не рассмотрела ситуацию с увольняемыми с предприятия работниками, а этим «вынуждено» было заниматься областное отделение партии власти?
Почему республиканская трехсторонняя комиссия, видя, что конфликт из трудового перерастает в, как минимум, широкий социальный протест, не взяла ситуацию на свой контроль, а вместо этого профсоюзные работники были осуждены по статье за разжигание социальной вражды? Хочу особо обратить ваше внимание на то, что факт осуждения Натальи Соколовой на 6 лет лишения свободы за так называемое «разжигание социальной розни» (фактически состоявшее в выдвижении социально-трудовых требований) создает опасный прецедент для всего профсоюзного движения и – шире – гражданского общества в Казахстане.
Из всего указанного можно сделать вывод, что в системе социального партнерства страны назрел кризис; что трехсторонние структуры устраняются от решения реальных трудовых споров, в том числе – конфликта, развивающегося в Мангистауской области.
Поэтому КСПК предлагает МОТ (АКТРАВ), МКП (ВЕРС), Глобальным профсоюзным федерациям обратится к своим членским организациям, структурам и партнерам в Казахстане и, руководствуясь п.2 и п.5 ст. 258 Трудового Кодекса Республики Казахстан содействовать разрешению данного конфликта и обеспечению социальной стабильности и общественного согласия на основе объективного учета интересов всех слоев общества.
Кроме того, Областной трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений для оказания содействия в разрешении социального конфликта в регионе провести заседание, на котором выработать меры по разрешению конфликта и нормализации социальной обстановки в регионе.
Отраслевой трехсторонней комиссии для оказания содействия в разрешении социального конфликта в регионе провести заседание, на котором выработать рекомендации по применению повышающего отраслевого и районного коэффициентов, а так же рассмотреть вопрос возможности трудоустройства уволенных в результате противостояния работников на предприятия нефтегазового сектора.
Республиканской трехсторонней комиссии создать рабочую группу с привлечением соответствующих экспертов для исследования конфликта на нефтяных предприятиях Мангистауской области, фактов осуждения профсоюзных работников и активистов на предмет соблюдения сторонами прав на свободу объединения и на ведение коллективных переговоров.
Работу вышеназванных трехсторонних комиссий проводить максимально прозрачно и открыто для СМИ.
Так же считаем что раскол в профсоюзе привел к ослаблению позиций работников, но и создание нового профсоюза на «Каражанбасмунай» никоим образом не разрешает ситуацию с представительством работников, а только акцентирует внутренние противоречия. Поэтому предлагаем инициировать процесс внутрипрофсоюзного урегулирования. Конфедерация свободных профсоюзов Казахстана имеет подготовленных и опытных медиаторов, и мы готовы провести данную работу.
Мы убеждены, что возвращение на путь социального диалога возможно при выполнении следующих условий:
- содействие отмене всех дисциплинарных и других мер, принятых против бастовавших работодателем;
- созданию условий для конструктивного диалога внутри бастовавших трудовых коллективов, по выбору своих представителей без вмешательства работодателя и различных политических сил;
- созданию условий для возобновления переговорного процесса с обеспечением участия как профсоюзных организаций, так и других представительных органов выбранных рабочими;
- скорейшему проведению следствия для выявления исполнителей и заказчиков убийств Жаксылыка Турбаева и Жансауле Карабалаевой;
- объективному пересмотру дела Натальи Соколовой.
Сейчас перед казахстанским обществом стоит вызов: ему необходимо сделать выбор, каким образом разрешать трудовые конфликты? Идти ли по пути, предписанному трудовым правом страны, используя, в том числе систему социального партнерства, или же использовать иные, зачастую радикальные и ведущие к росту социальной напряженности меры.
Просим МОТ, Глобальные профсоюзные федерации и профсоюзы МКП поддержать наши предложения, и оказать посильную помощь по их реализации.
Президент Конфедерации свободных профсоюзов Казахстана С.Л.Белкин
Копии:
Директору Бюро МОТ по деятельности трудящихся Дану Кунья
Karen Curtis, Deputy Director, ILO International Labour Standards Department
Президенту ВЕРС МКП, председателю ФНПР Михаилу Шмакову
Президенту КТР Борису Кравченко
Генеральному секретарю ICEM Манфреду Варда
Генеральному секретарю IMF Юрке Райна
|