|
|
|
16 декабря 2011 года ознаменовано сокрушительным поражением забастовки нефтяников в Жанаозене. В этот черный день пролилась кровь, погибли как минимум 16 человек, в том числе – подростки; более 100 человек пострадали под градом полицейских пуль. Эта кровавая развязка затяжного конфликта была неизбежна. Ее сознательно готовили местные власти, которым был нужен повод для закручивания гаек, арестов активистов и усиления реакции в стране. Она была нужна нефтяным компаниям для устрашения рабочих и предупреждения возможных будущих протестов. К ней на протяжении многих месяцев подталкивали различные оппозиционные политические группы, заинтересованные в усилении давления на режим и распространении своего влияния.
И вот итог: забастовка жестоко подавлена, погибли люди, не выполнено ни одно из требований бастовавших, а сами они вынуждены теперь идти на поклон и заново трудоустраиваться, соглашаясь на любые унизительные условия в те же компании, против которых вели героическую борьбу на протяжении многих месяцев. Рабочие стали разменной картой в этой циничной игре между казахстанскими олигархами – теми, что у власти, и теми, что в оппозиции.
Это поражение не только для рабочего движения Казахстана, но и для всех рабочих в регионе бывшего СССР. Не случайно в день, когда лилась кровь на улицах Жанаоззена, Назарбаев продолжал получать поздравительные телеграммы от президентов стран СНГ. По сути, они салютовали той решимости, с которой казахстанский диктатор заявлял о своем намерении продолжать свое беспрецедентно затянувшееся 20-летнее (к тому моменту) правление, и той жестокости, с которой он расправлялся с лучшими своими гражданами, подавляя протест нефтяников. Рабочие организации региона жестко отреагировали на это протестными акциями у посольств и диппредставительств Казахстана и даже у прижизненных памятников Назарбаеву в России и Украине. Демократические профсоюзы Беларуси призвали белорусский спецназ не участвовать в подавлении рабочих волнений в Казахстане, российские профсоюзы начали сбор средств для помощи семьям пострадавших (►). Тысячи электронных писем были направлены в адрес президента, МИД, прокуратуры, МВД Казахстана…
Забастовка проиграна, но она стала важной вехой в истории рабочего движения. И кровь на улицах Жанаозена пролилась не напрасно, борьба нефтяников развеяла миф о пассивности рабочего класса на постсоветсом пространстве, отсутствии стремления бороться за свое достоинство. Она продемонстрировала правителям, что существует предел, и наше терпение не безгранично. Однако будет непростительно по отношению к памяти погибших не извлечь и горьких уроков из опыта жанаозенской забастовки.
Отсутствие собственной организации, собственной демократической системы представительства и своего информационного ресурса у бастовавших уже летом 2011 года практически свело на нет возможность бескровного разрешения конфликта. Подверженность влиянию посторонних политических сил размыла фокус борьбы рабочих, не позволила сформулировать своих четких требований, своей собственной стратегии, открыла безответственным политиканам, паразитирующим на борьбе рабочего класса, возможность для спекуляций и манипуляций общественным мнением. Результат налицо… Сегодня только самые циничные люди могут победно рапортовать о победах жанаозенцев и призывать к повторению жанаозенского опыта в других городах и других отраслях, называя забастовку нефтяников «прообразом будущих выступлений». Этим людям мало шестнадцати погибших, им нужно больше. Намного больше. Но нужно ли это рабочим?
Рабочий класс должен сплотиться для решительного отпора этим последователям Гапона. Только собственная демократическая организация, только собственные лидеры, только собственная программа и собственная стратегия. Борьба должна вестись не для того, что бы в ней гибнуть, а для того чтобы в ней побеждать! К этому взывает память расстрелянных на улицах Жанаозена. Это главный урок и напутствие, которое они оставили всем, кто продолжает борьбу: помнить, объединяться, побеждать!
|