|
|
|
Лидеры профсоюзных организаций Украины обратились с открытым письмом к премьер-министру Николаю Азарову с требованием остановить рассмотрение нового Трудового кодекса и провести всенародное обсуждение законопроекта.
Письмо подписано: Голова Конфедерації Вільних профспілок України М.Я. Волинець, Голова Національної Конфедерації профспілок України П.М. Петриченко, Голова Національного форуму профспілок України М.І. Якібчук, Голова Федерації профспілок працівників малого та середнього підприємництва В.С. Рой.
В письме говорится, что доработка документа происходила в кулуарном режиме, и на сегодняшний момент существует два варианта кодекса — от 2 и 14 апреля текущего года.
Статьи нового Трудового кодекса Украины предусматривают много ухудшений положения работников по сравнению с существующим, и сохраняют то негативное, что давно должно быть изменено.
Основные изменения, которые принесет с собой принятие нового Кодекса:
Увеличение норм рабочего времени
В Кодексе до сих пор остается положение о возможности увеличения продолжительности ежедневного рабочего дня до 10-ти часов. И это не сверхурочные работы. Ныне действующий Кодекс законов о труде предусматривает, что рабочее время в неделю - не более 40 часов. Все, что больше - это сверхурочная работа, которая оплачивается в двойном размере, а суммированный учет рабочего времени продолжительностью более 8 часов устанавливается по согласованию с профсоюзом. Новый же проект Кодекса предусматривает возможность неограниченного расширения рабочего времени, фактически, лишь по воле работодателя и при четко не определенным критериям. С принятием такого кодекса работа по 12 часов вполне может стать общей обязанностью работника.
Сужение прав профсоюзов, уничтожение независимых
В проекте должным образом не определенные гарантии деятельности профессиональных союзов. Полностью изъят раздел XVI настоящего КЗоТ «Гарантии деятельности профсоюзов по защите трудовых и социально-экономических прав работников». Это может существенно усложнить защиту прав профсоюзов в суде.
Кроме того, Книга 6 проекта разделяет профсоюзы на две неравноправные категории: «репрезентативные» и «нерепрезентативные». «Нерепрезентативные» профсоюзы не будут допущены к участию в заключении коллективных договоров, а также управлении социальным страхованием. Действующий КЗоТ подобного разграничения не предусматривает. В случае принятия проекта в текущей редакции вполне вероятна ситуация: «старый» профсоюз, который существует со времен СССР, оказывается не в силах защитить права членов трудового коллектива в случае массовых сокращений, уменьшения или задолженности по выплате заработной платы, а созданные работниками новые независимые профсоюзы объявятся как «нерепрезентативные». Таким образом, работодатель сможет законно от защиты прав членов коллектива непосредственно действующие коллективные организации трудящихся.
100% паралич комиссий по трудовым спорам
В отличие от действующего КЗоТ, по которому решение КТС принимается большинством, проект предусматривает, что решения принимаются единогласно, консенсусом. Учитывая, что согласно того же проекта КТС образуется на паритетных началах из представителей от работодателя и работников, любое решение, не устраивающее владельца всегда может быть заблокировано. Представители работодателя просто его не поддержат. Но и этого явно было мало, поэтому появилась норма, которая вызывает удивление в т.ч. и у международных организаций - «Решение комиссии по трудовым спорам является обязательным для сторон индивидуального трудового спора, и подлежит добровольному исполнению работодателем в срок, определенный решением» (ч. 1 ст. 438). Напомним, что действующий КЗоТ и этот вопрос решает значительно четче - решение подлежит исполнению в трехдневный срок после срока для обжалования.
Нормативные акты «работодателя/рабовладельца»
В ч. 2 ст. 13 проекта кодекса "Нормативные акты работодателя» сказано: «Нормативные акты работодателя принимаются им самостоятельно. В случаях, предусмотренных законом, коллективными договорами и договорами, такие акты принимаются работодателем с учетом предложений или по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) ". Во-первых не установлена обязанность согласовывать содержание таких нормативных актов как приказы, распоряжения, решения работодателя с профорганом. Во-вторых в ч. 3 ст. 13 предусмотрено следующее: «Если коллективный договор не заключен, вопросы регулируются нормативными актами работодателя, согласованным с профсоюзным представителем или свободно избранными работниками, а в случае их отсутствия работодатель самостоятельно принимает такие акты. При условии вступления в силу таких норм риторическим становится вопрос - зачем вообще работодателю иметь профсоюзы? При их отсутствии он самостоятельно принимает все локальные нормативные акты. В действующем КЗоТ подобные нормы отсутствуют.
Дискриминация по месту работы
Проект кодекса предусматривает существование прямой дискриминации работников по месту работы для малых предприятий. Так, Глава 3 переполнена нормами, которые нормируют разное отношение к рабочим. В главе есть нормы, которые предусматривают:
1) не устанавливается броня для приема на работу лиц, нуждающихся в социальной защите, и норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов (ст. 302),
2) выплату заработной платы раз в месяц, а не два как на всех других предприятиях (ч.2 ст.305),
3) увольнение работников за две недели, а не за два месяца, как на всех других предприятиях (ч. 3 ст. 303);
4) предоставление право работодателю самостоятельно утверждать правила внутреннего трудового распорядка, без согласования с профсоюзным органом как на других предприятиях (ст.301),
5) об изменении существенных условий труда трудовому коллективу объявляется за 2 недели, а не за три месяца, как на других предприятиях, а освобождение несовершеннолетних проводится без получения согласия службы в делам детей (ст.303).
Подобная брешь может вызвать начало массовых фиктивных делений предприятий на малые. Ведь работодатель в таком предприятии получает возможность «форматировать» трудовой коллектив. Работа на таких предприятиях будет менее защищенной по сравнению с другими субъектами хозяйственной деятельности. Действующий КЗоТ не предусматривает исключений этих правил в зависимости от статуса хозяйствующего субъекта.
Отрицательный багаж действующего законодательства
Среди основных таких заимствований наличие в проекте положений о коллективной (бригадной) материальной ответственности, которые противоречат ст.61 Конституции Украины об индивидуальном характере любой юридической ответственности. Также сохранены нормы о монополии профсоюзов (репрезентативных) в сфере общественного контроля за производством. Продолжительность ежегодного отпуска по проекту не превышает 24 календарных дней в год (ст. 171), а это не соответствует европейской практике (28 дней - Европейская социальная хартия).
Сужение других гарантий
Проект кодекса не предусматривает статей, которые бы регламентировали ответственность работодателя за несоблюдение требований коллективного и индивидуального договора. Нормы проекта содержат возможность заключения одного коллективного договора для нескольких юридических лиц с одинаковым видом деятельности, принадлежащие одному владельцу (ч. 3 ст. 353).
Упрощена система увольнения работников через устранение обязательного характера согласия профсоюзного органа на увольнение работников.
Проект практически не устанавливает ответственность работодателя за причинение вреда работнику. Все положения об ответственности работодателя за невыполнение норм трудового права и причинение материального и морального вреда работникам укладываются в пять общих по смыслу статей. Зато, дисциплинарная и материальная ответственность наемных работников расписана в 20 статьях, что в восемь раз только по объему превышает нормирование ответственности работодателя.
В новом Кодексе предусмотрено видеонаблюдение за работником. Еще одним важным и негативным моментом для рабочего приоритет «договоренностей» работодателя и работника при приеме на работу над нормами кодекса, что является нонсенсом, - говорит Александр Бурмагин.
Достаточно странным является предусмотренное проектом обжалования решения аттестационной комиссии (ст. 75) только к работодателю (заинтересованной стороне). При этом, решения аттестационной комиссии согласно проекту может быть основанием для увольнения (ч.3 ст.75)
Ухудшающие положение работника нормы ст. 98 проекта по оснований увольнения работников в связи с сокращением. Они значительно расширяют возможности работодателя по сравнению с действующим КЗоТ. Предусмотрена возможность предоставления отпусков без сохранения заработной платы в связи с природно-климатическими условиями и по другим причинам на период прекращения выполнения работ (ст. 200 проекта).
"Указанный законопроект, по сути, можно назвать трудовой конституцией", - считает юрист Александр Бурмагин. "Кодекс должен стать основным законодательным актом, который установит почти все правила игры в трудовых правоотношениях. Именно поэтому, его внедрение предусматривает отмену ряда важных законов, действующих на сегодня: «Об оплате труда», «Об отпусках», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» и частично Закон Украины «Об охране труда». И именно поэтому, его продвижение в стенах парламента должно быть под пристальным контролем всех, кому не безразлична судьба рабочих", - уверен юрист.
Как отметил народный депутат Александр Голуб, новый Трудовой кодекс существенно расширяет права работодателей и урезает права трудящихся. Старый КЗоТ (1971 года), действующий до сих пор, был признан Международной организацией труда лучшим в плане обеспечения прав наемных работников. Нынешний же проект может претендовать на номинацию «лучший Трудовой кодекс для обеспечения прав работодателя».
Текст обращения (См. "Материалы по теме").
По материалам: kerch.fm, Дело.
|