|
|
|
Сегодня кабинет министров Италии, как ожидается, будет обсуждать реформу трудового законодательства, а точнее – ситуацию, которая сложилась в обществе в связи с этой реформой. В субботу на улицах Рима прошла крупная, даже по меркам привыкшей к массовым акциям Италии, демонстрация, участники которой требовали не менять действующие правила увольнения работников.
Правительство Маттео Ренци, не боящееся применять непопулярные решения ради того, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию в стране, похоже, переступило черту. В стремлении привлечь инвестиции в буксующую промышленность Италии оно покусилось на, пожалуй, самое главное завоевание местных профсоюзов – систему долгосрочных трудовых договоров, очень сильно затруднявших процедуру увольнений. Благодаря ей в госсекторе страны распространение получил фактически бессрочный наем работников, которых нельзя было уволить ни при каких обстоятельствах.
Первые протесты начались уже в сентябре, когда Ренци только-только презентовал свою программу «Тысяча дней». В этом документе в числе рецептов оздоровления экономики было упомянуто и ограничение срока действия трудовых договоров, которые должны заключаться максимум на три года, а их продление возможно не более пяти раз. Как это ни парадоксально, сам Ренци полагал, что именно этот пункт его программы вызовет меньше всего возражений. На фоне других реформ «Тысячи дней» (налогообложения, госуправления и особенно образовательной, частью которой является резкое сокращение госрасходов на школы и вузы) реформа трудового законодательства, по идее, должна была найти поддержку в обществе. Ведь безработица в стране высока (она доходит до 12% трудоспособного населения), особенно среди молодежи. Одна из причин – как раз весьма сложная процедура увольнений, доставшаяся от былых правительств, пошедших на поводу у левых. Однако Ренци ошибся.
Первые демонстрации против реформы, прокатившиеся в середине октября, собрали только в Риме порядка 80 000 человек. Общее же число участников столичных манифестаций, прошедших в минувшую субботу, составило 200 000 человек – по подсчетам властей.
По подсчетам же главной профсоюзной организации страны – Всеобщей конфедерации труда Италии (CIGL), в акциях протеста участвовало до миллиона человек. Выступая на митинге в центре итальянской столицы, руководитель CIGL Сузанна Камуссо сообщила, что следующая массовая акция протеста состоится 8 ноября. При этом она не исключила, что главный профсоюз Италии объявит всеобщую забастовку. Забастовки, проводимые местными и отраслевыми профсоюзами, в стране уже, собственно, начались. Так, в Милане и Риме бастуют работники общественного транспорта: транспорт не ходит в вечерние часы. Забастовщики требуют отмены правительственной реформы. Безусловно, всеобщая забастовка станет куда более грозным испытанием для правительства, чем локальные удары транспортников. В новейшей истории Италии было немало случаев, когда протесты CIGL заставляли правительство страны отказаться от своих планов. Даже неуступчивый, когда дело касается давления на его собственную персону, синьор Сильвио Берлускони четыре года назад спасовал перед всеобщей забастовкой. Ему пришлось скорректировать планы налоговой реформы (так называемого «налогового маневра»), за что его сейчас критикуют в лагере того же Ренци: дескать, проводилась бы разумная налоговая политика тогда – не нужно было бы предпринимать чрезвычайных мер теперь.
Но нынешнее правительство Италии заявляет, что не поддастся на давление. Об этом прямо сказал в субботу Ренци в интервью итальянскому телевидению. А его друг и давний финансист его Демократической партии бизнесмен Давиде Серра добавил, что протесты только мешают Италии выбраться из кризиса. «Нам следует понять, что всему есть цена. Если сохранится нынешняя система, кто-то, кто собирается прийти и инвестировать в нашу экономику, просто не придет», – заявил Серра журналистам. Автор: Константин Николаев
|