|
|
|
В Токио (Япония) 29 мая 2015 года состоялось заседание рабочей группы лидеров морских профсоюзов стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В нем приняла участие делегация Российского профсоюза моряков (РПСМ).
Главной темой стало обсуждение повестки дня Саммита морских профсоюзов, который пройдет со 2 по 6 сентября 2015 года в Киото (Япония). Борьба с морским пиратством, социально-бытовое обслуживание моряков, нелегальный найм работников в рыбной отрасли и торговом судоходстве, а также создание Тайваньского профсоюза рыбаков с международным статусом – четыре темы, которым было уделено особое внимание. Все они вошли в повестку дня грядущего Саммита.
Поводом поднять проблему пиратства послужило увеличение числа нападений в водах юго-восточной Азии. Не секрет, что на смену усмиренным сомалийцам пришли новые флибустьеры. В настоящее время бандиты активизировались в западной части Африки и Азии. Например, нигерийцам свойственно захватывать двух-трех членов экипажа с судна ради получения выкупа, пираты же в юго-восточной части Азии поднимаются на борт, грабят моряков, но их главная цель всегда – дорогостоящий груз. Эксперты по всему миру как раз прогнозируют рост таких инцидентов.
По данным Международного морского бюро (IMB), в странах юго-восточной Азии в среднем за две недели происходит угон одного танкера. С начала 2015 года на долю региона выпало 55% от всех 54 пиратских атак, зафиксированных в мире. За последний год в акватории юго-восточной Азии в период с апреля 2014 года по апрель 2015 года пиратам удалось захватить 23 судна.
Как рассказал председатель Дальневосточной региональной организации (ДВРО) РПСМ Николай Суханов, усугубившаяся ситуация вызывает обеспокоенность за здоровье и жизнь моряков, безопасность судна и груза. Участники заседания пришли к единому мнению, что правительства стран юго-восточной Азии должны отреагировать на непрекращающийся рост пиратских нападений и принять экстренные меры против морского бандитизма, направленные на защиту моряков.
Еще одна тема, которая всегда была и будет актуальной для судоходной отрасли – благополучие моряков на берегу и в рейсе. Морские профсоюзы в очередной раз подтвердили приверженность работе по улучшению условий труда и быта членов экипажей, договорились о сотрудничестве и включили эту тему в повестку дня Саммита, чтобы сообща наметить конкретные шаги по воплощению ряда инициатив. В частности, речь идет о работе по улучшению социально-бытового обслуживания моряков и оказанию помощи тем, кто попал в сложную ситуацию в портах стран юго-восточной Азии.
Нелегальный найм моряков и рыбаков тоже в фокусе морских профсоюзов. Здесь борьба должна осуществляться в тесном сотрудничестве с властями стран-представителей рабочей силы, а также государств флага судна. Они должны четко следить за процессом найма на судно, соблюдением прав и интересов работников и бороться с компаниями, эксплуатирующими моряков и рыбаков.
И если в судоходном секторе в этом вопросе более-менее наведен порядок, в частности, многие судовладельцы заключают коллективные договоры, большинство моряков застрахованы, и в целом найм контролируется, то в рыболовном секторе, по словам Николая Суханова, творится полнейший беспредел. «К сожалению, зачастую рыбаки работают в отрасли на кабальных условиях, – сказал он. – Ни они, ни их семьи не защищены страховками по потери трудоспособности и жизни. На судах, где они работают, отсутствуют колдоговоры, рыбаки трудятся за грошовые зарплаты. К тому же никто не знает реальной цифры, сколько рыбаков выходит в море на промысел, сколько из них гибнет, просто потому что часть экипажа – всегда нелегалы. Вот они, «прелести» работы в рыболовном секторе».
В связи с этим на Тайване созрела идея создать профсоюз рыбаков с международным статусом. Эту идею уже поддержала Международная федерация транспортников (МФТ) и ряд морских профсоюзов, в том числе Корейский и Российский профсоюзы моряков.
Николай Суханов пояснил, как видится работа международного профсоюза рыбаков:
– Идея создания такой организации назрела давно. Она будет представлять и защищать интересы рыбаков всех национальностей, работающих в Азиатско-Тихоокеанском региона. В рыболовном секторе происходит довольно много серьезных и страшных катастроф с гибелью людей. Как правило, родственники погибших обращаются за помощью в морские профсоюзы, в том числе, в РПСМ. Когда мы начинаем заниматься той или иной проблемой, выясняется, что колдоговора на судне не было, копии контрактов о найме рыбаков отсутствуют, страховки за гибель людей мизерны. Так вот идея Тайваньского профсоюза состоит в том, чтобы его представители вели переговоры и заключали специальный коллективный договор МФТ с компаниями для рыболовного сектора. Этот документ будет обеспечивать рыбаков безопасной и достойной занятостью.
В сентябре в Киото представители морских профсоюзов вернутся к более подробному обсуждению всех вопросов.
|