|
|
|
Иордания стала первым арабским государством на Ближнем Востоке – и 73-м в общем списке, –ратифицировавшим Конвенцию Международной организации труда (МОТ) «О труде в морском судоходстве» (MLC, 2006). Таким образом, валовый грузовой тоннаж судов, принадлежащих странам, ратифицировавшим Конвенцию, превысил 80% от общемирового. В Иордании Конвенция вступит в силу 27 апреля 2017 года – через год после ратификации.
Напомним, в Конвенции объединены современные нормы существующих конвенций и рекомендаций о труде в морском судоходстве, а также основополагающие принципы, содержащиеся в других международных конвенциях о труде. Документом предусмотрен механизм контроля за соблюдением её выполнения государством флага судна и государством порта в рамках процедур Государственного портового контроля, согласно которому все суда, плавающие под флагом государства – члена МОТ, должны иметь и регулярно подтверждать Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и соблюдении конвенционных требований. При этом каждое государство – член МОТ, выполняя инспекцию в соответствии с Конвенцией, не должно предоставлять судам любого государства, не ратифицировавшего эту Конвенцию, более благоприятный режим, чем судам, плавающим под флагом государства, которое её ратифицировало.
В России Конвенция действует уже третий год. За это время благодаря принятию документа удалось повысить правовую грамотность моряков. С другой стороны, в российском законодательстве по-прежнему остаются «белые пятна», которые необходимо заполнить нормативными актами, соответствующими нормам Конвенции. Российский профсоюз моряков (РПСМ) ведет активную работу с министерствами и ведомствами по имплементации КТМС в законодательство страны.
Пожалуй, главным для моряков пунктом Конвенции является схема выплаты задолженности по зарплате. Согласно КТМС, невыплата зарплаты является основанием для задержания судна, однако в России эта мера применяется только в отношении иностранных судов. Здесь в противоречие вступают международное и российское законодательство. Последнее регулирует право задержания российского судна, но в Кодексе торгового мореплавания РФ пока не указаны основания для задержания судна в связи с невыполнением требований КТМС, включая невыплату зарплаты.
Тем не менее, задержания иностранных судов из-за невыплаты зарплат начались уже спустя месяц после вступления Конвенции в силу – в сентябре 2013 года. А моряки стали самостоятельно обращаться в капитании портов с просьбой провести инспекцию на судне в связи с нарушением норм Конвенции.
Несмотря на то, что работа по имплементации КТМС и поправок, принятых Трёхсторонним комитетом МОТ, продолжается, Конвенция за время своего недолгого действия в России оказала положительное влияние на условия труда моряков.
|