|
|
|
В последнее время вопрос об успешности применения Конвенции о труде в морском судоходстве (MLC 2006) на практике задается довольно часто, причем как судовладельцами, так и профсоюзными организациями. Руководитель проектов и кампаний морских секций Международной федерации транспортников (МФТ) Кэйти Хиггинботтом дала оценку опыту применения MLC инспекторами МФТ:
«Общая картина не дает однозначного ответа о том, появились ли поддающиеся измерению улучшения условий труда моряков за время действия MLC.
С одной стороны, из отчетов инспекторов МФТ следует, что все старые проблемы – невыплата заработной платы, нарушения договоров найма и субстандартные условия труда – никуда не ушли. Например, Панама ратифицировала MLC второй по счету. Это государство флага с очень большим флотом и не меньшим числом проблем. Можно предположить, что в стране недостаточно ресурсов для того, чтобы управиться со всеми судами под ее флагом.
К тому же многие судовладельцы работают без финансового резерва и тут же тратят все заработанные средства. Это означает, что если кто-то в цепочке задерживает платеж, вся операция распадается на части, а у экипажа страховой сетки нет. Предполагается, что MLC положит конец таким операциям, но это потребует долгой и неустанной работы.
Судовладельцы, заявляющие, что на судне с сертификатом MLC нет нужды в договоре МФТ, умышленно или на самом деле не понимают разницу между задачами коллективного трудового договора и конвенции. Конвенция MLC принята Международной организацией труда, где правом голоса обладают правительства, работодатели и трудящиеся. Их договоренность гарантировать морякам основные права – это достаточно гибкий компромисс, призванный обеспечить широкую ратификацию и не допустить недобросовестной конкуренции между судовладельцами.
Вывести МФТ за рамки этой картины хотят судовладельцы, которые видят шанс ослабить своих соперников по бизнесу. Это боссы того типа, что высокомерно заявляют своим работникам: «профсоюз вам не нужен, ведь мы хорошие работодатели». А те, кто это говорит, как правило, таковыми не являются.
С другой стороны, Конвенция MLC привносит много хорошего.
Наблюдается укрепление сотрудничества между инспекторами МФТ, службами государственного портового контроля (PSC) и представителями государств флага, которым поручено приведение в исполнение положений конвенции. Инспекторы МФТ признаны экспертами по взысканию заработной платы и по колдоговорам, поэтому в большинстве случаев три стороны сотрудничают ради взаимной пользы.
Среди моряков растет понимание того, что под защитой Конвенции они могут громко высказываться и заявлять о своих правах. Конвенция MLC дала им признанное международным сообществом юридическое право требовать достойные условия труда, а инспекторы МФТ представляют их интересы.
Большим достижением для моряков стали поправки, расширяющие область финансовой безопасности для защиты брошенных экипажей и выплаты компенсаций за гибель кормильца и утрату работоспособности на длительный срок. Поправки были приняты в июне 2014 года и должны вступить в силу в начале 2017 года.
Государствам флага вменят в обязанность либо страхование, либо некий фонд, прямой доступ к которому получат брошенные судовладельцем или оператором моряки. Если моряков не репатриируют, у них на борту нет провианта или если судовладелец не платил заработную плату в течение двух месяцев – подключится система страхования. Она возьмет на себя затраты по репатриации, оплату первоочередных нужд (провиант, вода и топливо), а также долги по заработной плате в пределах четырех месяцев. Такие меры сильно затруднят недобросовестным операторам уклонение от своих обязанностей и обяжут государства флага более бдительно проверять тех, кого они принимают в свои судовые регистры.
Новые меры в отношении ответственности судовладельца при трактовке требований договора найма призваны предотвратить давление на моряков ради получения согласия на снижение выплат ниже причитающегося. Ожидается, что они смягчат трудности за счет предварительных выплат в случае необходимости длительного процесса оценки конечной суммы. Как и в ситуации с брошенными экипажами, моряки (или их семьи) смогут предъявить прямую претензию по контактным адресам, которые должны находиться на борту.
Существенно то, что теперь моряки в полной мере могут воспользоваться преимуществами, предлагаемыми MLC и стать экспертами в отношении своих прав и того, что им причитается».
|