|
|
|
Национальный координатор Международной федерации работников транспорта (МФТ) Дин Саммерс поставил под вопрос систему «удобного флага». Причиной послужил случай, в котором у побережья Кофс-Харбора, Австралия, чудом удалось избежать посадки на мель и столкновения с рифами отклонившего от курса контейнеровоза. Это очередной инцидент с участием судна под удобным флагом. «14 апреля контейнеровоз дедвейтом 53 000 тонны едва не сел на мель у берегов Кофс-Харбор», — рассказал Саммерс. — «Отклонившись на 24 км (15 миль) от заданного курса, судно чуть было не столкнулось с берегом. Контейнеровоз принадлежит греческой компании, зарегистрирован в Либерии и укомплектован выходцами из Украины и России. Суда под удобными флагами постепенно становятся реальностью для Австралии, что вытесняет наш внутренний флот и грозит многомиллионными убытками».
Условия труда
В 2016 году МФТ опубликовала доказательства нарушения техники безопасности на борту судна под удобным флагом, которое было ошвартовано в Ньюкасле, Австралия. Греческие владельцы «Christine B» под флагом Панамы не доплачивали 19 членам экипажа и рисковали их жизнями, заставляя чистить грузовой трюм без специального страхового троса и снаряжения. Федерация опубликовала фотографии одного из членов экипажа, на которых он стоит на деревянных балках без страховки. Внутри трюма на высоте в несколько метров он привязан канатами «как придётся». По словам Саммерса, такая опасная работа проходила в море, подвергая, тем самым, жизни моряков ещё большей угрозе. МФТ обеспечил возврат членам экипажа «Christine B» задолженности по зарплате в размере $30 000.
Медицинское обслуживание
В январе МФТ официально потребовала проведения коронерского расследования в отношении смерти 26-летнего филиппинского моряка на борту углевоза под панамским флагом. Кристиан Борбон умер 9 декабря 2015 года на судне «Beaufix» во время следования из Китая в Гладстон с грузом австралийского угля на борту. «Beauflix» принадлежит японскому судовладельцу. В Китае у моряка был диагностирован тонзиллит, однако через несколько дней после выхода в море, 13 декабря, он скончался. Остальные девять членов экипажа жаловались на схожие симптомы, но для лечения каждому из них необходимо заплатить по $500 на медицинский приём в порту Гладстона. «Эти моряки получают настолько мало, что у них нет и $500 на оплату медицинских услуг из собственного кармана, которые по закону должны предоставляться бесплатно судоходной компанией», — говорит Саммерс.
Судно смерти
В настоящее время Австралия проводит коронерское расследование касательно смерти трех человек в период с августа по октябрь 2012 года на борту «Sage Sagittarius» или «судна смерти». «Несмотря на то, что на судах под удобным флагом растёт число жертв, наше правительство продолжает разрушать австралийскую морскую индустрию, заменяя её на незарегистрированную и постыдную форму судоходства», — прокомментировал Саммерс.
Морская индустрия под угрозой
Австралийские моряки предупреждают, что, даже если приток иностранной рабочей силы будет остановлен, местная индустрия всё равно будет находиться в зоне риска. Сейчас на побережье Австралии работают сотни зарубежных подрядчиков, и это несмотря на то, что в стране пытаются трудоустроиться примерно 1000 местных работников морского транспорта. Нехватка рабочих мест связана с падением цен на товары и спадом в производстве, но, по утверждению местных профсоюзов, всё ещё впереди. «Рабочих мест нет не потому что нет работы, а по той причине, что правительство разрешает замещать рабочую силу, эксплуатируемую за $2 в час, на побережье», — говорит секретарь подразделения Северной Территории Морского профсоюза Австралии Томас Мейор. В рамках национального режима морских перевозок иностранные суда могут получить временную лицензию на право работы в австралийских водах без необходимости платить своим работникам австралийские зарплаты. Лицензия распространяется только на два рейса, но по заявлению отраслевых инсайдеров, компании легко могут получить «скользящие» лицензии.
Спор по «Alcoa»
Продолжается спор о временной лицензии, выданной австралийскими властями компании «Alcoa», согласно которой разрешается использование судов под иностранным флагом. «Компании, подобные “Alcoa”, сейчас заменяют безопасное и экологически внутреннее судоходство на дешевые и опасные удобные флаги», — говорит Саммерс. «После выдачи разрешения Сенат проголосовал за сохранение действующих законов в области прибрежного судоходства, в связи с чем правительство должно действовать согласно законодательству и аннулировать временную лицензию «Alcoa».
В январе этого года около 30 охранников забрали паспорта и принудительно выдворили с судна пятерых членов экипажа «MV Portland», которые выступили с акцией протеста на его борту. «MV Portland», перевозивший оксид алюминия между Западной Австралией и Портлендом, штат Виктория, направлялось в Юго-Восточную Азию на утилизацию, несмотря на прежнее функционирование маршрута Западная Австралия—Виктория. «Alcoa» фрахтует иностранные суда с иностранными экипажами. Центром внимания «Alcoa» является сокращение эксплуатационных расходов и повышение производительности с целью поддержания и сохранения конкурентоспособности своих мощностей на международном уровне, как сейчас, так и в будущем, заявила компания в своем обращении.
Координатор ITF в России Сергей Фишов говорит, что подобные случаи характерны для всей системы удобных флагов, т.к. она была разработана для того, чтобы уйти из-под юрисдикции национальных государств. «Портовые власти не имеют никаких возможностей для инспектирования судов, плавающих под удобным флагом. В своё время я смотрел Кодекс торгового мореплавания Монголии. Он состоит всего из 12-15 страниц. То есть у государств-удобных флагов фактически нет никаких инструментов, чтобы обеспечивать безопасность. Обычно схема работает так: одно судно – одна компания. Если произошёл какой-то инцидент, то компенсировать ущерб будет фактически некому. По идее, судно должно быть застраховано, но хватит ли средств на ликвидацию аварии? Если моряк плавает под флагом своего государства, то он может обратиться за защитой, а если он плавает под флагом Сьерра-Лионе, то что, он будет туда обращаться? Что касается Австралии и других развитых стран, то удобные флаги позволяют нанимать более дешёвую рабочую силу. То есть менять тех же австралийцев, которые пользовались социальными льготами в своём государстве, на филиппинцев, которые ничем не пользуются» — говорит Сергей Фишов. Схема работы удобных флагов и контрактов отдаёт всё под юрисдикцию флага, что существенно ограничивает работников. Такая система порочна и, по утверждению инспектора ITF, схожа с офшорами. В ней нет связи между истинным судовладельцем и государством флага. Трудно найти конечного бенефициария судна, что позволяет скрываться за этой системой.
|