|
|
|
На прошедшей неделе в городах Чили прошли массовые демонстрации протеста старшеклассников, студентов, преподавателей школ и вузов, недовольных итогами парламентской дискуссии вокруг готовящегося закона об образовании. В 2006 году школьные забастовки, вошедшие в историю под названием «восстание пингвинов», вынудили демократическое правительство Чили обратить внимание на состояние системы образования, основы которой были заложены во времена военной диктатуры.
Президент страны Мишель Бачелет срочно создала комиссию по разработке проекта закона с учетом требований «забастовщиков». Проект закона был представлен в парламенте в конце прошлого года и вызвал острую дискуссию как среди законодателей, так и в обществе. Более 150 своих поправок представители правящего альянса вынуждены были отозвать по требованию правой оппозиции.
В итоге, новый закон, исправленный проект которого поступил в парламент в апреле, по основным параметрам ничем не отличается от «пиночетовского», что и вызвало тревогу и недовольство в большей части чилийского общества.
Как и в 2006 году, в знак протеста учащиеся и студенты стали захватывать учебные заведения и вышли на улицы городов. Их поддержали преподаватели и различного рода профсоюзные организации. Последние демонстрации «по традиции» закончились столкновениями с карабинерами, водометами и слезоточивым газом разгонявшими демонстрантов. Один из преподавателей был серьезно ранен в глаз, арестованы три десятка школьников.
Главное требование – изъять образование из неолиберальной модели, превратившей его в товар, и вернуть под государственную крышу, а значит – сделать доступным для всех.
Можно напомнить данные последнего опроса службы Gallup: на вопрос «Образование в вашей стране доступно любому человеку независимо от его экономического положения?» в Чили положительный ответ дали только 43 % опрошенных.
Сегодня в Чили 9% школьников обучается в привилегированных частных школах, 42 % - в так называемых "частных субсидируемых школах" (хозяин школы - частное лицо, получает дотацию от государства) и 49 % - в муниципальных. Разница между качеством подготовки учеников в бесплатных государственных и платных частных школах растет с каждым годом.
Несмотря на то, что государство постоянно отчисляет в бюджет сферы образования большие средства, на качестве обучения это никак не отражается. Все это заставило правящие круги признать, что образовательная система страны находится в кризисе и необходимо принимать срочные меры.
Однако, как и в случае с пенсионной системой, коренных изменений ожидать не приходится. Как и прежде, учебные заведения смогут отбирать учеников не только по уровню знаний, но и по экономическому положению. Ранее официально допускался отбор по этническому признаку (дискриминация индейцев), гражданскому состоянию (внебрачные дети, например, были не желательны в стенах учебного заведения), по религиозной принадлежности родителей (католикам безусловное предпочтение) и т.д. Вряд ли в Латинской Америке есть еще одна страна, где общество подвергнуто такому социальному расслоению!
Под натиском общественного недовольства правительство Бачелет срочно внесло в проект Закона поправки, поддерживающие муниципальные школы и обещающие больший контроль над качеством образования в «частных субсидируемых школах». Однако сути закона эти поправки не меняют.
Чтобы снять напряжение в обществе и заставить учащихся освободить захваченные школы, местные власти хотят ускорить наступление каникул, которые должны начаться в июле. На июль назначено и принятие «обновленного» Закона об образовании.
|