|
|
|
Главные студенческие проблемы обсуждали в Государственной Думе РФ. С принятием нового закона об образовании и переходом в этом году на федеральные государственные стандарты, меняются также механизмы правовых и социальных гарантий для учащихся в профессиональных учебных заведениях.
Закончив с проектом "нашей новой школы", российские руководители вернулись в сферу интересов профессионального образования. Помощник президента Аркадий Дворкович высказался за отмену стипендий студентам, несколько позже премьер-министр пообещал с 1 сентября проиндексировать стипендии на 9 процентов. Кроме того, студентам и аспирантам предлагается подрабатывать на малых предприятиях при вузах, так сказать, без отрыва от учебы.
Заместитель директора Департамента профессионального образования Министерства образования и науки РФ Николай Михайлов объяснил, что роль государства в формировании образовательной среды теперь существенно изменится:
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что сегодня в формировании и реализации социальной политики наметилось несколько положительных тенденций. Во-первых, сокращение государственного вмешательства в социальную сферу. Во-вторых, активно формируемая сфера социальной поддержки студентов в самих вузах. И, в-третьих, все более активизирующаяся позиция личности самих студентов. При этом, если раньше ответственность за социальную поддержку лежала в основном на государстве, то сегодня об этом должны заботиться и сами образовательные учреждения.
Однако существует несколько важных проблем, которые очень нас волнуют: это и низкий уровень стипендиального обеспечения, и недостаточное обеспечение местами в общежитии, и, конечно же, трудоустройство.
Во всех государственных документах написано: содействие трудоустройству. Министерство образования работает с подведомственными вузами, и каждый раз ректоры, проректоры в один голос говорят: мы ведь содействуем! То есть речь идет не о самом трудоустройстве, а содействии трудоустройству. Вот когда на законодательном уровне появится такой термин, как "трудоустройство", уже можно будет говорить о взаимной ответственности работодателя, вуза и самого студента.
Необходимо отметить, что прежде в перечне социальных гарантий пункта о трудоустройстве не было, туда входили: стипендиальное обеспечение, адресная социальная поддержка нуждающихся студентов, культурно-массовая, физкультурная и оздоровительная работа, а также размер платы за проживание в общежитии. Самое слабое место в этом списке – стипендия.
Об этом говорят многие эксперты, и в том числе председатель экспертного совета по вопросам студенчества Госудумы Эдуард Темнов:
За последние 10 лет размер стипендии менялся в 5 раз. Для сравнения: размер минимального размера оплаты труда за тот же период менялся в 7 раз. Действующий в Российской Федерации с 2001 года порядок стипендиального обеспечения предусматривает выплату государственной академической и социальной стипендий.
Стипендии выплачиваются не просто за сам факт обучения. Социальная стипендия выплачивается малообеспеченным и социально не защищенным обучающимся, а академическая стипендия – исключительно за успешное обучение на "хорошо" и "отлично". При этом она может учитывать участие обучающегося в научной работе, в вузовских проектах и общественной деятельности. Логичным является установление размера данной стипендии в эквиваленте минимального размера оплаты труда.
Студентом факультета социологии МГУ Михаил Мыльников говорит о том, что стипендия, безусловно, важна для всех студентов:
Я иногородний студент, поэтому для меня стипендия тем более важна. Без этого сложно прожить. Одно из двух: либо тебе помогают родители, либо ты работаешь. По-другому иногороднему в другом городе выжить невозможно. Я живу в общежития. Согласно закону, мы платим за проживание в общежитии 150 рублей в год. А новый закон, в котором не прописано ничего, может увеличить эту плату до небывалых размеров.
О самых важных проблемах студенчества размышляет также Алексей Гусев, студент философского факультета МГУ:
На мой взгляд, очень важны материальные и социальные проблемы студентов. Образование у нас во всех областях недофинансировано, в том числе и в вопросе обеспечения студентов. Но это, конечно, только часть истории, потому что есть и другие проблемы, такие, как качество образования, вопросы студенческого самоуправления. Эти вопросы должны стоять в начале списка важных проблем, которые необходимо решать в первую очередь.
Таким образом, самих студентов больше заботит качество получаемого ими образования, а не размер стипендии, на которую, даже в случае ее повышения до минимального размера оплаты труда, в чужом городе не прожить.
Автор: Ляленкова Тамара
|