По информации Института народнохозяйственного прогнозирования российской академии наук (ИНП РАН), через семь лет в России, самой населенной стране Европы, будет не хватать 10 млн. работников.
Для страны с 142-миллионным населением наличие нарастающей проблемы с кадрами выглядит странно.
Для сравнения. Население Великобритании в 2,4 раза меньше российского, а ВВП по номинальному обменному курсу — в 2,4 раза больше… И таких сравнений можно привести массу. Напрашивается вывод, что дело не только и не столько в кадровом дефиците, сколько в проблемах, связанный с производительностью труда работающих. Доля неквалифицированного труда в России выше четверти.
Опять же для сравнения: в Чехии — 21%, в Германии — 17%. Несмотря на то, что население России сокращается на несколько сотен тысяч человек в год, в обозримом будущем лавры самой населенной страны Европы по-прежнему будут у России. Но вот работает в стране 68 млн. человек, меньше 48% населения (в Западной Европе — 57%).
При этом граждан трудоспособного возраста почти в 1,5 раза больше, около 90 млн. Уровень занятости в России аномально низок даже по сравнению с Восточной Европой. Одно из объяснений такого уровня — почти всеобщее высшее образование российских граждан. Не получить высшего образования это своего рода моветон. О качестве образования люди думают во вторую очередь. Главное — чтобы оно было. Большинство выпускников школ идут в вузы, стремясь уклониться от армии, и рынок труда недополучает рабочих рук.
Директор Центра образовательной политики Высшей школы экономики Татьяна Клячко полагает, что в лучшем случае 30% студентов получают по-настоящему качественное образование, которое можно назвать высшим. Оставшиеся 70% получают в первую очередь «корочку», а образование вуза им, по сути, в дальнейшей карьере часто и не нужно. Подготовить квалифицированных специалистов, по словам Клячко, можно и за три года, тогда как минимум несколько сотен тысяч человек высвободятся для рынка труда.
С другой стороны, вполне могут трудиться, по подсчетам ИНП РАН не менее 3 млн. пенсионеров.
Другой вопрос — учителя и врачи, низкие зарплаты которых уже давно стали притчей во языцех. Сравним. По данным Всемирной организации здравоохранения, на 1000 человек населения врачей в России на 70% больше, чем в США, и на 27% больше, чем в Германии. На школьников и дошкольников у нас в 1,5-2,5 раза больше учителей и воспитателей, чем в развитых странах. Стали ли в связи с этим российские системы образования и здравоохранения качественно лучше? Вопрос риторический.
«Структура распределения трудовых ресурсов в российской экономике еще близка к советской и очень неэффективна», — констатирует заместитель директора Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Ростислав Капелюшников. Раздутые штаты социальной и правоохранительной систем — один из примеров такой неэффективности. Гипотетически выстроим системы образования и здравоохранения по американскому образцу и получим более миллиона человек для рынка труда.
По разным оценкам, в правоохранительных органах Российской Федерации работает от 1 до 1,5 млн. человек (точная цифра не разглашается), то есть как минимум вдвое больше в расчете на одного гражданина, чем в США. А значит, если и правоохранительные структуры привести к американским стандартам, то освободится еще примерно 600 000 пар рабочих рук.
«Ранняя форма излишков трудовых ресурсов, когда на предприятиях числилось больше народу, чем реально работало, уже практически исчезла», — рассказывает Капелюшников. - Теперь другая форма излишка: все заняты, но работают крайне неэффективно». Производительность труда в России в 2 раза ниже, чем в странах Восточной Европы.
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования оценил потенциал производительности труда на промышленных предприятиях. Максимально возможный рост варьируется от 30% в нефтедобывающей промышленности до 600% в легкой промышленности в течение 10-15 лет. «В случае реализации такого варианта даже при учете роста производства в промышленности может быть высвобождено минимум 3 млн. человек», — резюмирует ведущий эксперт Центра Владимир Сальников.
Вот и получается, что в основе кадровых проблем России лежит вовсе не демографический кризис, о котором так много говорят в чиновничьих кругах. Дело не в том, что работать некому, дало в том, что работают «не там».
|