|
|
|
В третьем квартале 2011 года в социально-трудовых отношениях в целом сохранились тенденции, развивающиеся в предыдущих кварталах. По-прежнему ситуация с безработицей оставалась более или менее стабильной, но сильно различалась по округам. Оставалась проблема с задержкой заработной платы и ее низком уровнем. В ряде регионов отмечались несчастные случаи на производстве, связанные с нарушением правил безопасности труда. Можно констатировать, однако, изменение тона комментариев о состоянии социально-трудовых отношений в прессе. После летнего «затишья» комментарии не приобрели обычного для осени острого характера, преобладали сообщения об обещаниях государства повышения заработной платы и урегулирования социально-трудовых отношений. Однако серьезных мер, способных устранить или хотя бы приостановить тенденции, развивающиеся в социально-трудовом поле, отмечено не было. Не были пересмотрены нормы расчета по больничным листам, не полностью учтены требования граждан по устранению дискриминационных новых правил расчета детских пособий.
Статистика отражает небольшое снижение безработицы с одновременным снижением экономически активного населения, обусловленным демографическими причинами. Продолжается, пусть и небольшой, рост задолженности по заработной плате. Рост заработной платы, усиленно обсуждаемый в прессе, не компенсирует инфляцию и сочетается со снижением покупательной способности выплат из других источников, что привело к снижению реальных доходов населения. Прежде чем охарактеризовать состояние социально-трудовых отношений по федеральным округам, приведем статистические данные Росстата.
СТАТИСТИКА
ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата) численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в сентябре 2011г. составила 76,6 млн. человек, или 54% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 72,0 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,6 млн. человек – как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в сентябре 2011г. составил 6,0%.
По сравнению с августом 2011г. численность занятого населения уменьшилась на 48 тыс. человек, или на 0,1%, численность безработных за этот период уменьшилась на 57 тыс. человек, или на 1,2%. По сравнению с сентябрем 2010г. численность занятого населения выросла на 421 тыс. человек, или на 0,6%, численность безработных сократилась на 282 тысяч человек, или на 5,6% (в сопоставимой методологии).
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,7 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце сентября 2011г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1263 тыс. человек. Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в сентябре, 66,2% безработных искали работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в сентябре 2011г. составила 29,6%, среди безработных женщин - 39,0%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых – его используют более половины безработных.
Среди безработных, выявленных по методологии МОТ, доля женщин в сентябре 2011г. составила 44,7%, доля городских жителей - 63,3%. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В сентябре 2011г. это превышение составляло 1,7 раза.
Уровень безработицы по полу и виду поселения в процентах
Средний возраст безработных в сентябре 2011г. составил 35,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,1% (в августе 2011г. - 31,2%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,2%, 20-24 лет - 20,9%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (25,1%) и 20-24 лет (12,1%). По сравнению с августом 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 3,4 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 1,7 процентного пункта.
В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в сентябре 2011г. составил 13,5%, в том числе среди городского населения – 12,3%, среди сельского населения – 16,2%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,6 раза, в том числе среди городского населения – 2,9 раза, сельского населения – 2,0 раза.
Среди безработных 31,9% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 32,8% безработных (уровень застойной безработицы). Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 37,1%, среди городских - 30,4%. В численности безработных 25,6% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В сентябре 2011г. их численность составила 1,2 млн. человек (в августе 2011г. - 1,5 млн. человек, или 32,2%). В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 15,8% составляет молодежь до 20 лет, 47,5% - от 20 до 24 лет, 15,1% - 25-29 лет. В сентябре 2011г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 18,6%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,0%.
Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий – в Северо-Кавказском федеральном округе.
ПРОСРОЧЕННАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ
На 1 октября 2011г., по сведениям организаций (не относящихся к субъектам малого предпринимательства), суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 2389 млн. рублей и по сравнению с 1 сентября 2011г. увеличилась на 50 млн. рублей (на 2,1%).
Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 октября 2011г. составила 2370 млн. рублей, или 99,2% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 сентября 2011г. она увеличилась на 42 млн. рублей (на 1,8%). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 19 млн. рублей и увеличилась по сравнению с 1 сентября 2011г. на 8 млн. рублей (на 71,0%), в том числе задолженность из федерального бюджета составила 13 млн. рублей (увеличение на 6 млн. рублей, или на 91,6%), бюджетов субъектов Российской Федерации - 4 млн. рублей (увеличение на 1 млн. рублей, или на 25,9%), местных бюджетов - 2 млн. рублей (увеличение на 1 млн. рублей, или на 71,0%).
В обрабатывающих, добывающих производствах, строительстве, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, сельском хозяйстве, охоте и лесозаготовках, организациях научных исследований и разработок 98-100% просроченной задолженности по заработной плате образовано из-за нехватки у организаций собственных средств.
В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 50% приходится на обрабатывающие производства, 20% - на строительство, 8% - на сельское хозяйство, охоту и лесозаготовки, 7% - на транспорт.
Объем просроченной задолженности по заработной плате на 1 октября 2011г. составил менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.
Задолженность по заработной плате за последний месяц, за который производились начисления, в общем объеме просроченной задолженности составила в среднем 23%: деятельности в области здравоохранения и предоставления социальных услуг - 53%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 39%, сельского хозяйства, охоты и лесозаготовок - 33%, образования - 31%, научных исследований и разработок, обрабатывающих производств - по 24%, строительства - 18%, добычи полезных ископаемых - 17%.
Из общей суммы невыплаченной заработной платы на долги, образовавшиеся в 2010г., приходится 580 млн. рублей (24,3%), в 2009г. и ранее - 564 млн. рублей (23,6%).
Задолженность по заработной плате на 1 октября 2011г. имели 93 тыс. человек (менее 1% работников по обследуемым видам экономической деятельности), из них 49% - работники обрабатывающих производств; 15% - сельского хозяйства, охоты и лесозаготовок; 13% - строительства; 8% - производства и распределения электроэнергии, газа и воды; 7% - транспорта; на долю работников, занятых в области культуры, образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг приходился 1%.
Из общей суммы просроченной задолженности по заработной плате задолженность организаций, находящихся в стадии банкротства и представивших сведения, на 1 октября 2011г. составила 869 млн. рублей (36%), из них 471 млн. рублей (54%) приходится на организации обрабатывающих производств, 196 млн. рублей (23%) - на строительные организации.
За период с 1 сентября по 1 октября 2011г. задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций снизилась в 29 субъектах Российской Федерации, выросла в 41 субъекте, отсутствовала в 8 субъектах, осталась без изменения в 3 субъектах, образовалась вновь в 2 субъектах Российской Федерации.
Наибольший размер просроченной задолженности по заработной плате из-за отсутствия собственных средств из общей суммы указанной задолженности приходится на Республику Башкортостан (127,2 млн. рублей, или 5,4%), Чувашскую Республику (116,3 млн. рублей, или 4,9%), Нижегородскую область (115,2 млн. рублей, или 4,9%), Кировскую область (114,2 млн. рублей, или 4,8%), Пермский край (105,4 млн. рублей, или 4,4%), Удмуртскую Республику (100,9 млн. рублей, или 4,3%).
Задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из федерального бюджета на 1 октября 2011г. отсутствовала в 79 субъектах Российской Федерации. Из общей суммы указанной задолженности 7,5 млн. рублей, или 59% приходится на Новгородскую область, главным образом, на организации транспорта.
Задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 октября 2011г. наблюдалась в четырех субъектах Российской Федерации. Из общей суммы указанной задолженности 75% приходится на Республику Саха (Якутия).
Задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из местных бюджетов на 1 октября 2011г. отсутствовала в 79 субъектах Российской Федерации.
ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА И ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
Основные показатели,
характеризующие уровень жизни населения1
Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке, в сентябре 2011г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросли на 3,2%, в январе-сентябре 2011г. снизились на 0,2%.
Заработная плата по годам на основе выборочного обследования и по десятипроцентным группам работников.
Таким образом, и в третьем квартале текущего года нельзя говорить о нормализации состояния социально-трудовых отношений в Российской Федерации. Официальная безработица в России невысока, но ее уровень, рассчитанный по методологии Международной организации труда (МОТ) с учетом лиц, реально нуждающихся в трудовом доходе и ищущих работу, в 3,7 раза превышает официальный уровень.
Структура безработицы неблагоприятна. Например, ее уровень значительно выше в сельской местности, чем в городе. А на селе меньше возможностей полноценной трудовой занятости и слабее структуры, занимающиеся проблемой безработицы. Основные усилия государства направлены на решение проблем официальных безработных, положение на рынке труда, профессионально-квалификационные характеристики и профессионально-трудовые притязания которых радикально отличаются. Так, среди безработных согласно критериям МОТ значительная часть – студенты очных отделений вузов и пенсионеры, то есть лица, не имеющие права на официальную регистрацию в качестве безработных. При этом именно эти категории граждан с одной стороны, наименее обеспечены материально и, с другой стороны, наименее привлекательны для работодателей. Высок уровень продолжительной или застойной безработицы – 32,8%. Застойная безработица угрожает качеству трудового потенциала, так как ведет к потере трудовой мотивации.
Согласно опросу общественного мнения, проведенного Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) в 4 сентября 2011 года, «Местные власти ничего не делают, чтобы снизить уровень безработицы», считают 55% россиян. 17% россиян уверены, что местные власти предпринимают шаги для снижения безработицы. 55% россиян считают, что уровень безработицы в том месте, где они живут, высокий. 26% думают, что средний, 8% – что низкий. 34% отмечают, что уровень безработицы растет, 36% – что уменьшается. Такие результаты опроса отражают обеспокоенность россиян своим положением на рынке труда и слабую веру в эффективность социальной политики государства.
Дифференцирован уровень безработицы и по федеральным округам. Разброс показателей очень высок – от 3,8% в Центральном федеральном округе до 14,3% в Северо-Кавказском округе. Относительно высока безработица в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах – по 7,4%. В конце июня Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, стимулирующий переселение безработных в регионы, испытывающие недостаток трудовых ресурсов. Проектом закона, в частности, предусматривает стимулирование переселения безработных граждан на территории, испытывающие недостаток трудовых ресурсов, в том числе, где отмечается сокращение численности населения, а также в приграничные и стратегически важные для России регионы, в которых реализуются инвестиционные проекты. Размер единовременного денежного пособия предполагается дифференцировать в зависимости от территории переселения – от 40 до 120 тыс. рублей. Однако эта мера носит вынужденный и временный характер, так как предлагает решение проблем безработных, но не выравнивания ситуации с занятостью по округам. Такой проект должен учитывать обеспечение правового статуса трудовых мигрантов, а также решения жилищной проблемы. Последнее представляется сомнительным, так как в целом в России жилищная проблема стоит остро, и именно разница стоимости жилья в различных регионах часто и становится препятствием для внутригосударственной трудовой миграции.
Повышение заработной платы, о котором сообщалось в течение всего года, не компенсировало инфляцию, что привело к снижению реально располагаемых доходов населения. Задолженность по заработной плате по-прежнему сохраняется, причем основная причина – нехватка собственных средств предприятий – связана с кризисными явлениями в экономики и не может быть устранена без серьезного вмешательства государства. Кроме того, повышение заработной платы, во-первых, неравномерно по федеральным округам, что ведет к углублению социально-экономической дифференциации регионов. Во-вторых, повышение заработной платы осуществляется на базе нынешнего ее уровня, без пересмотра принципов начисления заработной платы, например, в бюджетных отраслях. В-третьих, нет обоснованных расчетов достойного уровня заработной платы с учетом социальной значимости деятельности, профессионально-квалификационных характеристик работников и уровня социально-обусловленных потребностей. Все это значительно снижает эффект от мер правительства по повышению заработной платы.
Тем временем премьер-министр РФ Владимир Путин, в ходе своего выступления съезде "Единой России" 23 сентября сообщил, что власти планируют довести средний уровень зарплаты в России в ближайшие 2-3 года до 32 тысяч рублей. "Безусловно, мы будем двигаться дальше по пути повышения заработной платы. Я думаю, что в ближайшие годы мы должны будем выйти на средний уровень по стране примерно в 32 тысячи. В ближайшие пару-тройку лет", – отметил Путин. Однако без соответствующих расчетов и анализа непонятно, что в социально-экономическом плане будет означать названная цифра. То, что она выше сегодняшней, не означает, что через пару-тройку лет такая заработная плата будет способна удовлетворить социально обусловленные потребности работников.
Сохраняется проблема с задержками заработной платы. Рейтинг российских регионов по размеру задолженности, однако, не вполне идентичен рейтингу по уровню социально-экономического развития. Наиболее высокий размер долгов по заработной плате в Приволжском, Сибирском и Центральном округах, самый низкий – в Северо-Кавказском и Уральском. Внутри округов в лидеры среди должников могут попасть как отстающие в экономическом развитии регионы, так и относительно благополучные, где высокий уровень задолженности связан с относительно высоким уровнем экономической активности. Тем не менее проблема задержек заработной платы не воспринимается общественным мнением России как болезненная. По данным опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение" 26 июня 2010 года, 93% работающих россиян своевременно получают заработную плату, 4% – с задержками. За август не получили зарплату 3% работающих, ждут зарплату за июль 1%, за июнь – меньше 1% опрошенных. 100% пенсионеров получают пенсию вовремя. Также своевременно, без задержек получают пособия 100% россиян. Автор: Очкина Анна
|