Лет десять назад стало развиваться представление о профсоюзах как о некоей корпорации. (Заранее оговорюсь, что среда, в которой такое представление начало развиваться, относится к, что ли, думающей части профсоюзных работников и активистов. То есть к людям, размышляющим на темы “кто мы?” и “куда идем?”, а не к тупой биомассе, поглощающей взносы членов профсоюзов безо всякой отдачи для последних.) Каюсь, что в свое время тоже внес некоторую лепту в неосторожное размахивание выражением “профсоюзы как корпорация”. Давайте поговорим, почему вообще это сравнение так легко прижилось в профсоюзной среде.
Во-первых, конечно же, потому что существенная доля схожих черт действительно имеет место. Профсоюзы, как и корпорации, - большие. Разветвленные. Обладающие внутренней специфической субкультурой работы, внутриорганизационного общения. Производящие - пусть и не бизнес-продукт, но - услуги для заплативших им людей (если рассматривать взносы как плату).
Во-вторых, потому что это, говоря современным языком, “круто”. Ну, сами посудите. Сидит в комнате человек, получающий небольшую зарплату, перекладывающий бумаги с места на место и регулярно выходящий “на ковер” к начальству. Геройства наблюдается в этом зрелище маловато. Так, обычная бюрократия. Но он с радостью воспримет слова каждого, кто скажет, что на самом деле он не мелкий бюрократ, а член огромной корпорации. Пусть корпорации и не очень могущественной, и не слишком денежной, но - которая “была, есть и будет есть”.
Но у образа “профсоюзной корпорации” есть существенное отличие от “бизнес-корпорации”. Последней, чтобы оставаться корпорацией, необходимо как минимум поддерживать бизнес в пристойном состоянии. А для профсоюзов это условие необязательно. Ведь заключение колдоговоров или соглашений никто не воспринимает как бизнес. Не анализирует подробно “дебет-кредит”. Не проводит какой-нибудь SWOT-анализ. И даже к падению численности не относится слишком трагически (“во всем мире так”). То есть в варианте “профсоюзной корпорации” из понятия “корпорация” просто изъята часть “бизнеса”. Со всеми минусами, но и с плюсами, относящимися к оценке эффективности...
Казалось бы - ну и ладно! Какая, в конечном счете, разница, “корпорация” профсоюзы или нет?! Пусть это понятие выполняет чисто психотерапевтическую нагрузку. Проще профсоюзным работникам жить и работать, сознавая, что они работают в “Корпорации”, - так и флаг в руки. Ан нет. И здесь мы должны более пристально посмотреть, кого зачисляют в эту самую корпорацию в качестве сотрудников. А если еще более конкретно, то какое место занимают в этой корпорации такие граждане, как рядовые члены профсоюза. Хотите - верьте, хотите - нет, но у меня сформировалось устойчивое ощущение, что, рассматривая профсоюзы как корпорацию, профсоюзные работники (да и активисты подчас) не рассматривают членов профсоюза как элементы этой самой корпорации.
Ни для кого не является секретом огромный разрыв (информационный, организационный и т.д.), существующий внутри профструктуры между “верхними” и “нижними” ее элементами. Но, на мой взгляд, самый существенный разрыв сформирован между всей гигантской структурной вертикалью и рядовым членом профсоюза. Качественный вопрос, который сейчас стоит перед ВСЕМИ профсоюзными организациями, заключается, как мне кажется, не в так называемых кадровых, молодежных, информационных, финансовых и прочих политиках. Если формулировать его в “лозунговых” формах, то - цель в том, чтобы вернуть профсоюзы рядовым членам. Если формулировать по-другому, то смысл как раз в том, чтобы вернуть профсоюзы из корпоративных форм (“организация внутри себя и для себя”) в форму полноценной общественной организации. Где не только “сверху вниз” объясняют, сколько пользы принесли профсоюзы своим неразумным членам, но и сами эти члены в состоянии полноценно объяснить, какую пользу им принесло членство в профсоюзе. И - что настолько же важно - как они сами поддерживают общее движение.
Еще раз повторю: смысл в - как говорили некогда - “стирании граней” между членом профсоюза и профсоюзной структурой. А вот как этого добиться - отдельная тема...
Автор: Шершуков Александр
|