Премьер-министр Сергей Сидорский, совершая рабочую поездку по Витебской области, заявил, что «правительство уже готово к внешним вызовам, которые нам преподносят». Тем самым он дал четко понять недругам, что Совмин не уступит нажиму ЕС, грозящего отменить с 21 июня торговые преференции, и приготовил на этот случай новые варианты диверсификации экспорта.
В чудодейственности изобретенных правительством вариантов можно не сомневаться. Достаточно взглянуть на величину белорусского пассивного сальдо внешней торговли товарами, лихо преодолевшего рубеж в $1 млрд., чтобы пропало всякое желание обсуждать эту тему с премьером, заряженным безудержным оптимизмом. Гораздо труднее понять, зачем руководство республики вообще вдруг надумало причесывать профсоюзное движение, рискуя попасть под европейские экономические санкции в то время, когда в стране царил потребительский бум и трудоспособное население было занято не забастовками, а удовлетворением постоянно растущих потребностей. Найти объяснение и даже простую историческую аналогию такому решению трудно.
Справка: Прошло пять лет с тех пор, как Международная организация труда инициировала исключение республики из Общей системы преференций, но правительство так и не выполнило двенадцать рекомендаций. Теперь, когда льготы отменены, на Беларусь будут распространяться стандартные импортные пошлины, размер которых на 3% больше. По данным ЕС, решение затронет примерно 10% белорусского экспорта в ЕС.
Как известно, Александр Лукашенко позиционирует белорусскую экономику как социально-рыночную модель, берущую все лучшее из опыта Швеции и Германии. В то же время в Беларуси еще не раздают бесплатно лекарства, как в Швеции, хотя по уровню налогообложения страна уже догнала шведов и обошла немцев. Но в этих странах не запрещают забастовки, не разгоняют независимые профсоюзы и не национализируют их собственность, как во времена третьего рейха, вождь которого проповедовал автаркию и милитаризацию экономики.
Тогда рабочих объединили в «Немецкий трудовой фронт», но при этом их не лишили льготных или бесплатных путевок в санатории. Наоборот, немецким трудящимся была предложена сравнительно высокая и стабильная зарплата (в качестве компенсации за утраченные права), а также новая организация «Сила через радость», призванная заботиться об отдыхе своих членов. Это подразделение «Немецкого трудового фронта» успело даже обзавестись огромным морским лайнером «Вильгельм Густлоф» и покатать на нем по Средиземному морю более 60 тыс. трудящихся.
Белорусским труженикам повезло значительно меньше: льготы у них урезали на треть, и их никто не катает (организованно и тем более бесплатно) ни на катере, ни даже в лодке по Свислочи. И это вызывает, по меньшей мере, недоумение, поскольку правительство без устали твердит о народном курсе на социальную стабильность и процветание, о социальной ориентации бюджета, о незыблемости прогнозных показателей.
Столь же упорно Сергей Сидорский не хочет объявить о начале структурных реформ. И в этом его действия диаметрально расходятся с другим историческим персонажем: британской железной леди Маргарет Тэтчер, которая сначала провозгласила конец эпохи благотворительности в экономике, затем снизила подоходный налог, приватизировала неэффективные отрасли, а уж потом стала разгонять демонстрации шахтеров, невзирая на протесты профсоюзов.
Белорусский случай по-своему уникален. Ценой резкого ухудшения условий поставок энергоносителей, дестабилизировавших в начале года финансовый рынок, руководство республики отразило атаку с Востока. И теперь правительство делает вид, что готовится к борьбе на западном фронте. Сидорский уже сообщил общественности, что правительство готово к новым вызовам, хотя, по оценке президента, «ситуация остается напряженной».
Премьеру известны все слабые звенья национальной экономики. Продукцию этих предприятий он обещает переориентировать на другие страны. «Кроме того, в тех странах, где мы присутствуем, будет сделано все, чтобы за счет сокращения издержек при поставках сохранить конкурентоспособность. Все предприятия, менеджмент сегодня готовы к таким шагам», - успокоил страну глава правительства.
Завидное мужество проявляет Сидорский. Оно подкреплено запредельной степенью централизации доходов консолидированного бюджета (54,3% к ВВП), достигнутой в I квартале 2007г. Грядущие испытания глава правительства готов преодолеть вместе с трудящимися таких высоко рентабельных отраслей, как нефтедобывающая (41%), нефтехимическая (32%), химическая (24%) и медицинская (19%) промышленность, приборостроение и полиграфия (15%).
А вот, например, легкой промышленности будет несладко, поскольку эффективность ее работы не превышает 4%, а экспорт ориентирован на страны ЕС. Еще хуже придется нефтеперерабатывающим заводам, которые уже сегодня поставляют нефтепродукты как на внутренний рынок, так и на европейский, неся сплошные убытки. Чтобы их финансовое состояние не стало совсем безнадежным, правительству придется увеличить сумму бюджетной компенсации нефтепереработчикам. Иначе их деятельность окончательно утратит экономический смысл, экспорт существенно сократится, и к концу года Нацбанк не сможет выполнить установку президента по наращиванию золотовалютных резервов до $3 млрд., гарантирующих стабильность финансовой системы.
Что будет в этом случае, можно понять из слов президента. «Если мы будем продавать меньше товаров, чем ввозить в страну, то рано или поздно у нас будет обвал. А это страшное явление… Если мы продали меньше – значит, не получили валюту. Самая страшная для нас проблема - дестабилизация финансового рынка», - раскрыл белорусские перспективы Александр Лукашенко. Ну а при финансовом обвале республике явно не удастся избежать реформ, поскольку их проведение станет одним из ключевых условий выделения внешних стабилизационных кредитов.
Вот к чему приводят неурядицы с профсоюзами, которые из «школы коммунизма» при известном стечении обстоятельств могут превратиться в серьезный повод для ускоренной адаптации белорусской экономики к условиям полноценной капиталистической конкуренции. Автор: Жбанов Сергей
|