|
|
|
Как оценивают социально-экономическую обстановку в Белоруссии независимые профсоюзы, каково их место в "белорусской модели", как они сосуществуют с провластными профсоюзами - об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов (БКДП), Вице-президент Международной конфедерации профсоюзов (МКП) Александр Ярошук.
Как появились независимые профсоюзы в Белоруссии?
Во времена СССР профсоюзы являлись частью государственной системы управления. Выражаясь лексикой тех лет, профсоюзы были "приводными ремнями" КПСС. Любая недемократическая система изначально должна подчинить себе любые общественные объединения, в т.ч. профсоюзы.
В политической системе современной Белоруссии власти делегировали Федерации профсоюзов Белоруссии (ФПБ) те же функции, которые делегировало руководство СССР советским профсоюзам. Т.е. ФПБ не относится к независимым профсоюзам не только потому, что является наследницей профсоюзов времен БССР, а потому, что выполняет характерные функции по обслуживанию интересов власти, выполняя возложенные на нее задачи контроля и манипулирования трудящимися.
Независимые профсоюзы в Белоруссии появились в период драматических событий крушения СССР - в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Тогда стачки и забастовки сотрясали советскую политическую систему. В это же время и в Белоруссии проходят аналогичные события - в Солигорске на предприятии "Беларуськалий", на предприятиях Минска, других городов создавались стачкомы, из которых вырастало независимое профсоюзное движение страны.
В 1993 году Белорусский независимый профсоюз (БНП), который скоро отметит свое 20-летие, Свободный профсоюз Белорусский (СПБ) и Белорусский профсоюз авиадиспетчеров (БПАД) объединились и создали независимый национальный профцентр - Белорусский конгресс демократических профсоюзов (БКДП).
Какова численность белорусских независимых профсоюзов? Признаны ли они на международной арене?
В настоящее время БКДП объединяет около 10 тыс. членов, входящих в Белорусский независимый профсоюз (БНП), Свободный профсоюз металлистов (СПМ), Свободный профсоюз Белорусский (СПБ) и Белорусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП). Нашими самыми многочисленными организациями на предприятиях являются Независимый профсоюз горняков (НПГ) на ОАО "Беларуськалий" (около 4,8 тыс. чел.), Независимый профсоюз ОАО "Мозырский НПЗ" (около 1,2 тыс. чел.), Независимый профсоюз ОАО "Нафтан" в Новополоцке (около 400 чел.), Свободный профсоюз Белорусский на Бобруйском заводе тракторных деталей и агрегатов (около 400 чел.). Независимые профсоюзы действуют на многих стратегических предприятиях страны. С учетом характера белорусской политической системы и среды, в которой приходится действовать, 10 тыс. - это немало. Нам не нужна "дутая" численность - нам нужна легальная, реально и эффективно работающая организация.
В настоящее время в Белоруссии действуют два профцентра - ФПБ и БКДП. Численность ФПБ составляет, по оценкам этой организации, более 4 млн. членов (около 96% от всех занятых в экономике). Возможно, так оно и есть на самом деле. Но дело ведь не в численности, а в сущности организации: является ли она профсоюзом на самом деле? Многие наши граждане и не догадываются о том, что состоят в профсоюзах ФПБ. При приеме на работу им, в числе прочих анкет и заявлений, автоматически подкладывают заявление на вступление в профсоюз, а затем удерживают через бухгалтерию часть зарплаты. Вступление же в независимый профсоюз делается осознанно. В наших, белорусских условиях - это акт гражданского мужества. Именно с появлением независимых профсоюзов в стране появилось понятие "вступать в профсоюз", а не "записываться" туда.
БКДП является частью международного профсоюзного движения, с 2003 года входит в состав Международной конфедерации профсоюзов (МКП) и ее континентальную структуру - Всеевропейский региональный Совет (ВЕРС), Профсоюзную сеть стран Балтийского региона (БАСТУН). Мы сотрудничаем с национальными профцентрами Швеции, Дании, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, Нидерландов, Германии, Польши, Франции, Италии, Японии, США, Азербайджана, Грузии, Украины, России и других стран.
Российские профсоюзы - наши стратегические партнеры, сотрудничество с ними - приоритет для нас. Причем мы поддерживаем тесные, нормальные отношения как с Федерацией независимых профсоюзов России (ФНПР), так и с Конфедерацией труда России (КТР), которая объединяет российские независимые профсоюзы. С ними БКДП подписал в текущем году Договоры о сотрудничестве. ФПБ ни о чем подобном и мечтать не может.
На последнем съезде Международной конфедерации профсоюзов в Ванкувере (2010 год) меня избрали Вице-президентом этого наиболее многочисленного и влиятельного международного профсоюзного центра. Как представитель МКП я вхожу в руководящий орган (Административный совет) Международной организации труда (МОТ). Это факт свидетельствует о высоком авторитете и международном признании белорусских независимых профсоюзов.
В то же время, ФПБ находится на международной арене практически в изоляции. Даже на постсоветском пространстве подавляющее большинство профсоюзных организаций предпочитают воздерживаться от каких-либо контактов с ее руководством.
Что значит быть членом независимого профсоюза в Белоруссии?
Последние 17 лет белорусские независимые профсоюзы боролись за право своего существования в крайне неблагоприятных условиях. Если 10 тысяч свободных людей, позволили себе, по выражению Достоевского, "пожить по собственной глупой воле" и состоять в независимых профсоюзах, то авторитарной политической системой страны это воспринимается как серьёзный вызов.
В белорусских реалиях быть членом независимого профсоюза опаснее, чем членом оппозиционной партии. Все просто - о партийной принадлежности гражданина известно не всем, а о принадлежности к независимому профсоюзу на конкретном предприятии знают. Поскольку члены профсоюза уплачивают взносы, и удержание их происходит, как правило, через бухгалтерию. Поэтому администрации не составляет труда установить, кто на предприятии состоит в независимом профсоюзе, хотя это и запрещено по закону. Столь же легко и установить численность независимых профсоюзов и персонально каждого их члена.
Легальная, открытая деятельность при системе краткосрочных трудовых контрактов позволяет нанимателям, властям осуществлять перманентное давление на членов независимых профсоюзов. Система краткосрочных трудовых контрактов - это современная система крепостного права, а для нас - подлинный бич. Перед работниками, состоящими в свободных профсоюзах, ставят выбор: или выход из профсоюза, или продолжение контракта. Типичная ситуация: к дате истечения контракта к работнику подходит начальник цеха или кто-то из руководства предприятия и ставит этот вопрос "в лоб".
Руководство БКДП прекрасно понимает, что люди приходят на работу не для того, чтобы состоять в профсоюзе, а для того, чтобы кормить семью. И если стоит вопрос ребром - или сохранение рабочего места, или выход из свободного профсоюза, то мы принимаем выбор работника и не считаем своих товарищей предателями, когда они вынуждены покинуть наши ряды.
Несмотря на постоянное давление на независимые профсоюзы, на протяжении последних 6-7 лет наша численность остается относительно стабильной. Некоторые из наших организаций несут потери, а некоторые не только сохраняют свою численность, но и наращивают ее. К примеру, Независимый профсоюз горняков за 3 последних года увеличил свои ряды на треть и сегодня его численность составляет около 5 тыс. чел. Эта организация является стержнем всего независимого профсоюзного движения Белоруссии, а ее представители - элитой рабочего класса страны.
Но много и обратных примеров. Так, на ОАО "Гродно Азот" численность профсоюзной организации сократилась за последние годы с 800 до 150 чел., что стало результатом сильнейшего давления администрации на работников с помощью системы краткосрочных контрактов. Нам было сложно защитить их права в условиях отстроенной изуверской системы. При этом многие работники этого предприятия (и не только этого) писали администрации заявления о выходе из независимого профсоюза, и тут же приходили к нам и писали еще одно заявление - с просьбой считать их членами профсоюза и не разглашать нанимателю этот факт.
Были люди, которые не побоялись открыто противодействовать давлению на них. К примеру, несколько работников того же ОАО "Гродно Азот" пожаловались в прокуратуру на действия нанимателя, принуждавшего их к выходу из независимого профсоюза. По закону прокуратура, прямой функцией которой является надзор за соблюдением законности, имела все основания привлечь нанимателя к ответственности вплоть до уголовной. Но прокуратура банально отписалась: мол, руководители предприятия не подтвердили изложенных заявителями фактов.
Действуют ли белорусские независимые профсоюзы на негосударственных предприятиях?
В Белоруссии государство абсолютно доминирует в экономике, тотально контролирует все сферы экономической жизни. Даже небольшой сегмент негосударственной экономики жестко контролируется госорганами с помощью различных инструментов. В этом наше принципиальное отличие от России. В этом же, кстати, заключается проблема синхронизации двух столь различных экономических организмов - белорусского и российского. Поэтому в наших условиях, учитывая отношение властей к независимым профсоюзам, только сумасшедший частный собственник позволит создать такую организацию на своем предприятии.
Независимые профсоюзы - здоровая заноза в нездоровом теле режима. Мы прекрасно понимаем последствия попыток создания ячейки независимого профсоюза как для собственника частного предприятия, так и для его работников. Нам не нужны такие жертвы, как потеря бизнеса для одних или рабочего места для других.
В новейшей истории Белоруссии забастовки показали свою эффективность в отстаивании прав трудящихся?
В 1992 году в Солигорске забастовка шахтеров длилась 44 дня. Работники нынешнего ОАО "Беларуськалий" тогда получали оскорбительно низкие зарплаты, занимали 6-е место в городе по оплате своего труда. Сегодня солигорские шахтеры получают самые высокую зарплату в стране. До майской девальвации она составляла около $1000 в эквиваленте, а работавшие непосредственно в забое получали в 2-3 раза больше.
Видимо, опасаясь таких прецедентов эффективной борьбы трудящихся за свои права и интересы, уже нынешняя власть жестоким образом расправилась с забастовкой машинистов минского метрополитена в 1995 году. С тех пор забастовки в стране стали невозможными. Но, сделав их невозможными, власть одновременно наглухо запаяла клапан по регулированию социального напряжения. А это очень опасно.
В нынешних условиях можно ожидать массовых стачек, забастовок белорусских рабочих?
Я скептически воспринимаю заявления лидеров оппозиционных партий, "сетевых революционеров" о развитии такого сценария осенью. Пока еще не сложились соответствующие условия. Надо учитывать специфику начала 90-х, начала 2000-х и сегодняшнего дня.
Напомню, что в начале столетия ФПБ была весьма прогрессивной организацией, руководитель которой - Владимир Гончарик - стал в 2001 году единым кандидатом от оппозиции на президентских выборах. В этот период отдельные организации и ФПБ в целом проводили относительно независимую политику и были для власти, словно кость в горле. После президентских выборов 2001 года на ФПБ было оказано сильнейшее давление. В результате власть сделала ее полностью подконтрольной себе и поставила у ее руля заместителя главы президентской администрации Леонида Козика. Он, кстати, и по сей день преданно служит не своим работодателям - членам профсоюзов, а правящему режиму и худо-бедно оправдывает доверие, обеспечивает контроль над рабочими. Пока обеспечивает.
Какие действия предпринимали в этих условиях профсоюзы?
В отличие от провластных профсоюзов, мы все эти годы вели непрерывную борьбу за права и интересы своих членов, всех белорусских трудящихся. Нам удалось многое сделать. И решающую роль сыграло то, что конфликт с белорусским режимом мы сумели вынести на международную арену. Прежде всего - в стены Международной организации труда (МОТ).
С 2001 по 2011 год МОТ ежегодно рассматривает дело №2090 (так называемый "белорусский случай"). Белоруссия установила незавидный мировой рекорд: ни одна страна мира так часто не рассматривалась этой организацией за нарушения прав профсоюзов и прав трудящихся. Белоруссия пять раз вносилась в специальный параграф МОТ. В 2004 году МОТ предприняла крайнюю меру - назначила специальную комиссию по расследованию нарушений прав профсоюзов в стране. В итоге были выработаны 12 рекомендаций по восстановлению наших прав, которые Административный совет МОТ предписал властям Белоруссии исполнить к 1 июня 2005 года. Они исполнены не были. Тогда в июне 2007 года Евросоюз, по требованию Международной конфедерации профсоюзов (МКП) и Европейской конфедерации профсоюзов (ЕКП), которая объединяет профцентры стран Европейского Союза, лишил нашу страну своих торговых преференций.
Все эти процедуры, их итоги - очень унизительны для страны. За всю историю существования системы Обобщённых преференций (ОСП) с 1971 года лишь два государства подвергались такому жесткому наказанию со стороны ЕС - Мьянма (Бирма) в 1999 году и Белоруссия.
Решения МОТ и ЕС отразились на положении независимых профсоюзов в Белоруссии?
Давление не исчезло. Но были и уступки. Например, власти восстановили БКДП в Национальном совете по трудовым и социальным вопросам.
БКДП на сегодняшний день - единственная из всех демократических организаций (как политических, так и общественных) является организацией системной оппозиции в Белоруссии. То есть мы можем сидеть за одним столом с представителями правительства и участвовать в выработке социально-экономической политики. БКДП является стороной подписания Генерального соглашения между правительством, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2011 - 2013 годы. Мы участвуем в социальном диалоге на всех уровнях (предприятие, отрасль, национальный уровень).
Но рекомендации МОТ не выполнены. В том числе самая главная из них - регистрация наших организаций. В январе 1999 года президент подписал декрет №2, согласно которому уведомительный принцип регистрации профсоюзов был заменен на разрешительный - с этого времени БКДП не легализовала ни одной своей организации. Мы находимся в своеобразном гетто, где условия нахождения могут даже время от времени улучшаться. Но при этом мы не можем выйти за его пределы: мы не можем создавать новые организации, не можем развиваться. Поскольку сам факт существования независимых профсоюзов воспринимаются властями как вызов, как атака на нее.
Сегодня белорусские рабочие лишены права создавать любые по своему усмотрению профсоюзы и состоять в любых по своему выбору профсоюзах. Рабочие даже лишены права вообще не состоять в профсоюзах - их заставляют вступать в ФПБ, полностью подконтрольной власти. Наша задача - возвратить рабочим отнятые у них права.
Как независимые профсоюзы оценивают текущую ситуацию в Белоруссии?
В стране социально-экономический кризис. Девальвация национальной валюты привела к тому, что с начала года зарплаты трудящихся (в долларовом эквиваленте) упали в 2 раза, резко выросли цены. Инфляция с начала года составила 41%. Увеличилась пропасть между доходами белорусов и жителей стран-соседей. Раньше официоз "делал пиар" на этой теме, заявляя, какой высокий в Белоруссии уровень зарплат, пенсий. Сейчас об этом молчат, т.к. в РФ средняя зарплата в 3 раза выше белорусской, а цены на многие товары в Белоруссии приблизились к российским (например, на продукты питания). В сравнении с соседними странами ЕС контраст еще сильнее: если белорус получает меньше 300, то литовец - $1,1 тыс., поляк - около $1,4 тыс. К нашему стыду и позору, Белоруссия по уровню зарплат опустилась на последнее место в Европе, потеснив с него многострадальную Молдавию.
В трудовых коллективах белорусских предприятий - и это факт - созрело серьезное недовольство проводимым курсом. Оно не выливается в массовые протесты во многом потому, что действует рабская система срочных трудовых контрактов, и люди банально боятся увольнений со всеми вытекающими из этого в условиях кризиса последствиями.
Сегодня очевидно: экономический курс белорусских властей потерпел банкротство. Нынешняя командно-административная модель управления экономикой должна быть заменена цивилизованной рыночной. ФПБ устами своего руководства озвучила оригинальный способ мобилизации общества в кризисный период - выдвинуть президента Лукашенко на соискание Нобелевской премии. Должным образом оценивая черный юмор наших коллег-оппонентов, мы требуем от имени всех трудящихся иное - принципиального изменения социально - экономической политики, выработки нового экономического курса, обеспечивающего восстановление уровня доходов трудящихся.
Каковы предложения независимых профсоюзов по выходу из сложившейся ситуации?
В мае БКДП принял заявление с требованием отставки правительства, действия которого привели к самому острому экономическому кризису в современной истории государства.
Перед белорусскими властями стоит непростой выбор, и это выбор между плохим и очень плохим. Первый вариант - тяжёлый, но открывающий стране перспективу - решиться на экономическую либерализацию, системные реформы, развитие малого и среднего бизнеса Т.е. прохождение того пути, который прошли постсоветские страны, в том числе и Россия в 90-х. Второй вариант, - пытаться латать дыры обанкротившейся командно - административной системы, списывать возникшие экономические проблемы на отдельные ошибки высокопоставленных чиновников и т.п. Похоже, власти не способны на мужественный шаг и избрали второй путь, не желая реальных экономических преобразований, воспринимая их как угрозу существованию авторитарной политической системы.
Вновь возобладала логика: "ночь простоять да день продержаться", перехватить кредиты у России, ЕврАзЭС, МВФ. Все это ведет, в конечном итоге, к еще большей потере времени, к тяжелейшим последствиям, которые непосильным грузом лягут на плечи трудящихся, всего населения страны. Мы призываем власти, пока не поздно - осуществить давно назревшие меры по либерализации, переходу к рыночной экономике. Но пока нет признаков, подтверждающих ее готовность отказаться от архаичного в XXI веке "ручного" управления экономикой и осуществить необходимые преобразования.
Если ситуация будет развиваться по неблагополучному сценарию, независимые профсоюзы будут призывать к акциям протеста?
БКДП принципиально против спекуляций на проблемах, порожденных социально - экономической политикой властей. Призыв к массовому выходу трудящихся в этот момент - дешевый, неуместный популизм. Но если мы не увидим с их стороны намерения выработать и реализовать ответственную программу действий по выходу из тяжелейшего экономического кризиса, в который они ввергли страну, то оставляем за собой право на любые действия по защите законных прав и интересов трудящихся, адекватные сложившейся ситуации.
|